Re: Пенсионное право
Интересная позиция суда
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 17.08.2012 N 33-7813
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что поскольку со счета истца было необоснованно произведено списание денежных средств, то подлежат удовлетворению исковые требования С.Н.Н. о компенсации морального вреда, взыскании убытков. Также суд указал, что надлежащим ответчиком по данным требованиям будет являться Министерство финансов Российской Федерации, поскольку финансирование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новокузнецком районе Кемеровской области, осуществившего незаконные действии, которые привели к нарушению прав истца, производится за счет средств федерального бюджета.
Однако, данные выводы суда являются необоснованными.
В соответствии со ст.
1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации
(государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В соответствии с п. 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Согласно п. 1 Постановления ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" Пенсионный фонд РСФСР
является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР "
О банках и банковской деятельности в РСФСР" и реализующим свои функции в пределах действующего законодательства РСФСР. Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что
государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.
В соответствии с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд России является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, следовательно, в соответствии с требованиями указанных выше актов
несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Из анализа вышеприведенных норм материального права следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным финансовым учреждением, не является органом государственной власти,
в связи с чем выводы суда о взыскании суммы компенсации морального вреда и понесенных стороной убытков с Министерства Финансов Российской Федерации, как органа осуществляющего финансирование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации являются ошибочными, постановленными на неправильном применении норм материального права. Кроме того, истцом указанные требования были предъявлены к ответчику УПФР Новокузнецкого района (л.д. 174, протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 104-211), согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 189) Министерство Финансов РФ в качестве ответчика было привлечено по инициативе суда, после привлечения ответчика, истцом исковые требования не изменялись, о чем свидетельствует, в том числе заявление истца (л.д. 203) об отсутствии намерений изменить исковые требования. С учетом требований ст. 3, 12, 39, 41, п. 3 ст. 196 ГПК РФ оснований для разрешения вопроса об удовлетворении требований за счет иного ответчика, не указанного истцом, не имелось.