Re: Прием иностранного гражданина с РВП
1
. Прием на работу безвизового иностранного гражданина имеющего разрешение на временное проживание (РВП) осуществляется по обычному порядку приема на работу как граждан РФ? То есть им не нужно разрешение на работу и не нужно для организации разрешение на привлечение.
не нужно.
2. Нужно ли все таки уведомлять УФМС о приеме данного сотрудника?
спорный вопрос, по логике - нет.
3. Трудовой договор лучше составлять на срок РВП?
нет. ТД бессрочный (при отсутствии оснований для срочности, перечисленных в ст. 59 ТК).
4. Подскажите, порядок приема данных граждан поэтапно, если отличается от обычного.
Требуется ли гражданину Узбекистана, временно проживающему в РФ, разрешение на работу, или он приравнивается в трудовой деятельности к гражданам РФ?
Как оформить его на работу и требуется ли уведомлять ФМС или другие органы власти, в том числе в целях миграционного законодательства?
1. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
По общему правилу, закрепленному в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии соответствующего разрешения от ФМС России, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако на временно проживающих в РФ иностранных граждан указанный порядок не распространяется (подп. 1 п. 4 указанной статьи в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ).
Таким образом, при трудоустройстве временно проживающего в РФ гражданина Узбекистана разрешение на работу не требуется.
Подчеркнем, что отсутствие необходимости получать разрешение на работу не отменяет для работника сам статус иностранного гражданина. Соответственно, работодатель должен соблюдать все обязанности, предусмотренные законодательством в связи с привлечением и использованием труда иностранца.
Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ. Иными словами, иностранные граждане при трудоустройстве представляют документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, но с учетом ряда особенностей.
Так, гражданин Узбекистана должен представить документ, удостоверяющий его личность (смотрите Приложение 2 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), далее - Двустороннее соглашение). При необходимости предъявляются документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994), сторонами которого являются в том числе Россия и Республика Узбекистан, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.
Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225 утверждена ныне действующая форма трудовой книжки. Однако согласно п. 2 данного постановления с введением трудовой книжки нового образца 01.01.2004 трудовые книжки ранее установленных образцов (утвержденных постановлением СНК СССР от 20.12.1938 N 1320 "О введении трудовых книжек", постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", постановлением СМ СССР от 21.04.1975 N 310 "О трудовых книжках колхозников"), уже имеющиеся у работников, не теряют своей силы. Республика Узбекистан входила в состав СССР, следовательно, если иностранный гражданин предоставит трудовую книжку образца 1938, 1973 или 1975 гг., которые ему были выданы до 01.01.2004, то заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у него трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
Также временно проживающий в РФ иностранец предъявляет при устройстве на работу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Лицо, впервые поступившее на работу, получает страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Документы воинского учета иностранцами при приеме на работу не предоставляются, так как они не являются военнообязанными лицами по отношению к РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
Отметим, что в силу части первой ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается только в случаях, прямо указанных в этой статье или иных статьях ТК РФ, или в иных федеральных законах. Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные акты не предусматривают необходимости заключения с иностранцами трудовых договоров на определенный срок. Поэтому с иностранными гражданами необходимо заключать бессрочные трудовые договоры, за исключением случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена ст. 59 ТК РФ (например, для выполнения сезонных работ).
Обращаем Ваше внимание, что временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ о заключении трудового договора с иностранным работником, прибывшим в РФ в безвизовом порядке*(1) и имеющим разрешение на работу, а также о предоставлении ему отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС России (форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147) и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Кроме того, работодатель, заключивший с иностранным работником трудовой договор, также обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения трудового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
За невыполнение этих обязанностей организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако обращаем Ваше внимание на то, что под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Поскольку в рассматриваемом случае иностранец является временно проживающим, соответствующие уведомления, на наш взгляд, работодатель подавать не обязан. Более того, в норме п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ упоминается наличие разрешения на работу, тогда как в рассматриваемой ситуации иностранцу данный документ не требуется и не выдается. Вместе с тем неизвестно, как трактуются нормы пп. 4 п. 8 ст. 18 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ контролирующими органами, поскольку какие-либо официальные разъяснения по этому вопросу отсутствуют. Поэтому во избежание возможных претензий мы рекомендуем Вам обратиться с запросами в соответствующие органы или все же уведомить их о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
2. Что касается обязанностей работодателя в сфере миграционного учета, отметим, что временно проживающие иностранцы подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ.
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный граждан, исчерпывающим образом перечислены в частях 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный граждан фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). А местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По нашему мнению, из совокупности названных положений Закона N 109-ФЗ следует, что каждое из лиц, у которых граждан фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признается принимающей стороной, на которую возлагается обязанность по самостоятельному направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этой связи смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011 (в передаче дела для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 N ВАС-15166/12).
Таким образом, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации на работодателя возлагается обязанность представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (смотрите также Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
11 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Двусторонним соглашением в отношении граждан Узбекистана установлен безвизовый режим въезда на территорию РФ.
" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)