Re: Что нынче почитать можно?
Любителям фантастики под заметку.
Джон Лав "Вера"
Его назвали «Верой» — инопланетный космический корабль, некогда уничтоживший Шахранскую империю. И вот спустя триста лет «Вера» возвращается, на этот раз угрожая Содружеству, государству людей, объединяющему множество звездных систем. Оказавшись на краю гибели, человечество делает ставку на свое секретное оружие — смертоносные крейсеры класса «аутсайдер». Элегантные и красивые снаружи, но уродливые и строго функциональные внутри, почти все они носят имена убийц и маньяков. Эти суда спроектировали тайно, собрали в отдаленных уголках галактики и отправили в полет без всяких церемоний. На них служат специально отобранные люди, слишком безумные и опасные, чтобы жить в обществе, но слишком выдающиеся, чтобы от них можно было избавиться. И теперь один из «аутсайдеров», корабль «Чарльз Мэнсон», принимает бой там, где «Вера» однажды одержала победу, в системе Шахры. Изгои и психопаты, те, кого презирают и боятся по всему Содружеству, становятся его единственной надеждой, ведь только они могут бросить вызов «Вере» и, возможно, одолеть ее. Но даже они не подозревают, с чем им предстоит столкнуться…
Рецензия:
Космическая опера - сама по себе не очень уютный жанр. Космос бесконечный и холодный, а еще в нем бывают пираты, вражеские корабли, черные дыры, межпланетные шпионы и полицейские, а также негуманоидные формы жизни. Космические корабли ломаются, их ИИ сходят с ума, а члены экипажа имеют привычку интриговать, предавать друг друга и подхватывать ужасные болезни. "Вера" своей мрачностью выделяется даже на этом фоне. С самого начала - эпизода с искалеченным рожающим мужиком (инопланетным чешуйчатым рептилоидом, но все-таки) - и до самого конца.
За триста лет до описываемых событий были такие шахранцы - те самые чешуйчатые ребята, населявшие группу планет (Шахранскую империю). Собственно, они никуда и не делись, но после некоторого события у них наступил регресс цивилизации, разобщенность и вообще упадок. Событием стал визит загадочного объекта, после общения с которым некто Шрахр написал книгу о его сущности. И это было начало конца - шахране превратились в социопатов, довольно пофигистически относящихся к окружающему. Объект неверующие шахране назвали "Верой", и теперь он вернулся.
Содружество (в любой космоопере есть Союз Планет с Разумными Формами Жизни, или там Конфедерация Заселенных Миров, а тут Содружество) фактом возвращения "Веры" очень обеспокоено. "Вера" влегкую разносит любой боевой корабль, а гражданские поселения - не уничтожает, но гадит очень изобретательно. И что совсем неприятно, нкто не может понять что Она такое, откуда взялась, и чего хочет (и да, про Неё пишут с большой буквы). И вот, следуя пословице "Против лома нет приема, если нет другого лома", Содружество создает девять супероснащенных и смертоносных кораблей ("аутсайдеров"), и набирает экипажи из серийных убийц, маньяков и психопатов - но гениальных при этом пилотов, оружейников и лидеров. Следуя другой пословице, "Как вы лодку назовете - так она и поплывет", кораблям приваивают имена Чарльза Мэнсона, Серхана, Джеймса Эрл Рэя и почему-то Альбера Камю.
Наша история - про "Чарльза Мэнсона", который отправился в погоню за "Верой". Ровно с момента их встречи книга превращается в "Моби Дика" - притчу о преследовании огромного непознаваемого существа, возможно, являющегося воплощением зла. С огромным количеством технических подробностей этого преследования и периодических боевых действий. И, что замечательно, с огромным количеством мелких деталей - от постоянного фонового шума сигналов тревоги и взглядов, выражающих самые разные эмоции, до истории названия космодрома на Шахре. И с давящей атмосферой многочасового преследования и ожидания результата ударов по противнику. И с короткими, хлесткими, почти односложными репликами диалогов. А еще автор очень любит повторять словосочетания и целые абзацы, что каким-то таинственным образом не раздражает, но усиливает атмосферу.
Шершавая и сырая, монументальная и изящная, и она довольно леденящая, эта история, особенно ближе к концу, потому что хоть персонажи и спокойно относятся к смерти, но вот к испытаниям, посланным "Верой", подготовиться было невозможно. И довольно мерзкая, потому что даже золотистый цвет глаз героя автор сравнивает с цветом мочи; не говоря о (я официально заявляю это) наличии самого большого объема дерьма в художественной литературе. И, напомню, герои здесь - извращенцы, насильники и убийцы; но кто бы мне сказал, почему персонаж, съевший собственных детей, вызывает сочувствие и иногда восхищение?
Конец у романа оглушительный и опустошающий, красивый и ужасный. Пройдя через принудительную рефлексию персонажей и познакомившись с их темной стороной (не то чтобы у них была особенно светлая), пережив изнурительную погоню и сражения, ожидаешь какого то проблеска надежды (от книги-то с названием "Вера" и от автора с фамилией Любовь). Но любовь здесь такая, которую выражают побоями, или бритвой по горлу, или ракетным залпом. А книга - об одиночестве любого разумного существа, и с самой первой страницы была именно об этом. И познавший Веру напишет вторую Книгу Шрахра, чтобы отравить всех истиной.
И спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
"BALINFUNDINUL UZBAD KHAZADDUMU"