Re: Пособие по уходу за ребенком для работницы из Чернобыльской зоны
Работница написала заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в двойном размере, так как она "проживает" в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дата рождения ребенка - 15.06.2013. В паспорте работницы имеется отметка о регистрации по месту жительства (с 23.07.2013 - на жилплощади родственников) в населенном пункте, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом (входящем в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582).
Можно ли считать проживание по данному адресу постоянным?
Правомерно ли назначение пособия в данном случае в двойном размере?
Прежде всего отметим, что льготы и компенсации гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, установлены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
Статья 13 Закона N 1244-1 содержит указание на перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона. В соответствии с п. 8 указанной статьи к таковым, в частности, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Меры социальной поддержки, предоставляемой таким гражданам, перечислены в ст. 19 Закона N 1244-1. Так, женщина имеет право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (п. 7 части первой ст. 18, часть первая ст. 19 Закона N 1244-1). Назначение указанного пособия осуществляется в общем порядке (п. 2 и п. 5 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439).
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н утверждено разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (далее - Разъяснение). Согласно п. 5 Разъяснения пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию:
- постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень *(1);
- постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;
- постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.
Таким образом, пособие в двойном размере выплачивается не только гражданам, которые проживают и работают в соответствующей зоне, но также и тем, кто постоянно проживает или работает в ней. Однако ни Закон N 1244-1, ни Разъяснения не уточняют, что подразумевается под понятием "постоянно проживающий".
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом местом жительства считается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации*(2).
Регистрационный учет по месту жительства осуществляется территориальными органами ФМС России и включает в себя, помимо прочего, проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы (п. 18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционный службы от 11.09.2012 N 288). Таким образом, факт проживания гражданина в населенном пункте, входящем в Перечень, подтверждается отметкой в паспорте гражданина России о регистрации по месту жительства.
При этом следует также отметить, что Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что "...регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами..." (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П, определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1597-О-О и другое).
Однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении споров, возникающих по вопросу правомерности начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком в двойном размере, суды, как правило, рассматривают отметку в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, как достаточное доказательство факта постоянного проживания.
Так, рассматривая требования истицы, зарегистрированной по месту жительства в населенном пункте, входящем в Перечень, Промышленный районный суд г. Смоленска не признал за ней право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку им было установлено, что фактически истица проживала в населенном пункте, не входящем в Перечень, что подтверждалось договором временного найма и свидетельством о временном пребывании истицы. Суд также указал на то, что сам по себе факт постоянной регистрации истицы и её дочери в Орловской области не порождает прав на льготы и гарантии, поскольку является административным актом (решение от 30.05.2011 по делу N 2-930/2011).
Однако это решение было обжаловано истицей. В кассационном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 19.07.2011 по делу N 33-2337 суд указал на то, что факт временной регистрации истицы по месту пребывания в населенном пункте, не входящем в Перечень, правового значения не имеет и наряду с другими обстоятельствами, установленными судом, не может служить условием ограничения ее права на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере. Суд вынес по делу новое решение, которым обязал работодателя назначить и выплатить работнице пособие по уходу за ребенком в двойном размере (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 04.07.2012 по делу N 33-1067, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 07.02.2013 по делу N 33-189/13).
Законом N 1244-1 не предусмотрена выдача каких-либо специальных документов, подтверждающих право граждан, постоянно проживающих на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, на получение мер социальной поддержки. Основанием для предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки являются документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории этой зоны, например паспорт гражданина России с записью о регистрации по месту жительства.
Для назначения пособия по уходу за ребенком представляются документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
Таким образом, если факт проживания сотрудницы в населенном пункте, входящем в Перечень, подтвержден отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, она имеет право на выплату пособия по уходу за ребенком в двойном размере. При этом факт ее регистрации по месту жительства в таком населенном пункте непосредственно перед назначением пособия, на наш взгляд, не имеет значения, поскольку нормативными актами не установлен определенный срок проживания в указанной зоне для возникновения права на пособие в двойном размере. Также не имеет значения для выплаты указанного пособия в двойном размере и тот факт, что жилое помещение не является собственностью указанного гражданина.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
30 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 (далее - Перечень).
*(2) По смыслу указанной нормы, гражданин вправе проживать не только в собственном жилом помещении, но и в жилых помещениях, которые принадлежат на праве собственности другим лицам.
" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)