Имеет ли право организация, осуществляющая деятельность розничной торговли фармацевтическими товарами, в 2015 году принять на работу на должность провизора гражданина Украины, имеющего статус лица, получившего временное убежище на территории РФ, если данный гражданин имеет диплом об образовании по специальности "провизор", полученный на Украине?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе в 2015 году привлекать иностранного гражданина, получившего временное убежище в РФ и не имеющего разрешения на временное проживание, к работе в сфере розничной торговли фармацевтическими товарами.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью четвертой ст. 327.1 ТК РФ трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В частности, работодателю при определении возможности приема на работу иностранного гражданина необходимо учитывать положение п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ), в соответствии с которым Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. Согласно пп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2014 N 1420, принятого во исполнение указанной нормы, в текущем году допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ розничную торговлю фармацевтическими товарами (код 52.31), устанавливается в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами. Иными словами, работодатель, заявивший при государственной регистрации предусмотренный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)) код вида деятельности 52.31 "Розничная торговля фармацевтическими товарами", в 2015 году не вправе принимать на работу иностранных работников (п. 7 Разъяснений о применении Постановления N 1420..., утвержденных приказом Минтруда России от 24.02.2015 N 108н; далее - Разъяснения).
При этом в соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, упомянутое выше ограничение распространяется лишь на трудоустройство временно пребывающих иностранных граждан (смотрите также п. 2 Разъяснений)*(1).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 этого Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Формулировка данной нормы позволяет заключить, что по умолчанию иностранный гражданин, получивший временное убежище в РФ, относится к категории временно пребывающих в РФ иностранных граждан*(2). Аналогичная позиция высказана также в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. N 17-3/10/В-5684.
Следовательно, рассматриваемое ограничение на прием иностранных работников в общем случае распространяется и на иностранных граждан, получивших временное убежище в РФ.
За привлечение иностранных работников к работе в розничной торговле фармацевтическими товарами организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (смотрите, например, постановление Стрежевского городского суда Томской области от 05 июня 2014 г., решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18 августа 2014 г. по делу N А59-2680/2014).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
28 июля 2015 г.
─────────────────────
*(1) Указанное ограничение не распространяется на иностранных работников, являющихся высококвалифицированными специалистами (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 3 Разъяснений).
*(2) Отметим, что иностранный гражданин, получивший временное убежище в РФ, вправе в общем порядке получить разрешение на временное проживание в РФ (письмо ФМС России от 20.03.12 N МС-3/-0007, размещенное по адресу: http://www.vnl-migrant.ru/peoplehelp/2012-05-04-10-57-40/551-2012-07-03-0 9-29-41.html).
Тот, по которому она въехала в РФ крайний раз (смотрите штампы о пересечении границы).
ага. читаем
конечно. как вы можете указывать на то, чего нет? вы проставляете основание для работы без патента/разрешения, в вашем случае - это РВП.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).