Re: Что нынче посмотреть можно?
Кто-нибудь слышал о фильме "Четвертый"? Я - нет:
Я давно собирался написать серию постов о фильмах, незаслуженно обхаянных критикой, или просто обойденных вниманием и критиков, и зрителей. Начну, пожалуй, с советского фильма "Четвертый", снятого в 1972 г. по одноименной пьесе К. Симонова. В ролях - В. Высоцкий, М. Терехова, Т. Ицыкович (Васильева), А. Кайдановский, М. Лиепа, А. Джигарханян, Л. Дуров.
На этом месте я вижу удивленные глаза читателей - как же так получилось, фильм с таким актерскими составом, а я о нем никогда не слышал? Как так получилось, мы еще поговорим, а пока о самом фильме.
Сюжет фильма прост. Четыре американских летчика, сбитых в 1944 году, решают организовать побег. План хорош, но имеет один недостаток. Требуются трое смертников, но в случае успеха бежать сможет весь лагерь. Три летчика вызываются добровольцами. Четвертый (Высоцкий) хотел бы пойти с ними, но он не нужен. В отличии от трех остальных, которые погибнут с конкретной целью, его смерть никому не нужна. И командир экипажа посылает его обратно - с тем, что он жил, и жил так, чтоб им, его товарищам, не было за него стыдно на том свете.
Четвертый возвращается в Нью Йорк, находит девушку командира (Терехова), чтоб рассказать ей о его подвиге. Между ними завязывается дружба, потом любовь. Одновременно Четвертый, вернувшийся с войны (напомню, что в Америке прошедших плен считали героями, а не предателями), делает блистательную карьеру в качестве популярного журналиста. У него завязывается роман с сестрой главного редактора крупнейшей газеты - красивой, богатой, с железным характером (Ицыкович). В конце концов он уходит от Тереховой, дело идет к браку, что, естественно, только помогает его карьере.
А параллельно происходит то, что мы называем маккартизм. Друг Четвертого, по Испании, по интербригадам, танцор (Марис Лиепа; он сам поставил и исполнил танец, ничего подобного которому в балетном кинематографе не было до Лелюшевских "Одних и других" с неподражаемым Хорхе Донном), отказывается давать показания, указать на других интербригадовцев. Четвертый был казначеем организации испанских ветеранов, имел списки участников – но он уверенно, с достоинством незапятнанного журналиста, утверждает, что списков у него нет, кто в них был не помнит. - А как насчет Бена, брата вашей жены, он ведь тоже "испанец"? - Он лоялен. - Он коммунист? - Нет, он не коммунист. - Ну что ж, тогда вы не откажетесь пригласить его к себе, и поговорить с ним о его взглядах. Об остальном мы позаботимся сами.
И Четвертый пригласил Бена. Он сунул ему записку, что их подслушивают. Но Бен не хотел лгать своему боевому товарищу. Даже когда их подслушивали. И Бен попал в тюрьму. На два года.
Четвертый забыл это, как страшный сон. Женился на сестре главного редактора. Он богат, знаменит. Но вдруг все это оказывается под неожиданной угрозой. Бывший солагерник, сделавший блестящую военно-политическую карьеру, неожиданно приходит к нему, и рассказывает, что ЦРУ собирается провести некую акцию, которая может привести к новому кризису не хуже карибского. Друг требует, чтоб Четвертый опубликовал эти сведения в газете - и, практически наверняка, вылетел оттуда. Уже много раз приходилось Четвертому выбирать между совестью и карьерой, между правдой и конформизмом. И каждый раз он, не собираясь предавать самого себя и своих друзей, в конце концов предавал. Предавал не под угрозой жизни, а под угрозой потери комфорта, благосостояния, славы. И вот настал последний раз, и Четвертый, зная, что он опять предаст, приходит к Ней, той, которую сам предал, и ищет у нее поддержки. В пять утра самолет. Что же он решит, как поступит?
"BALINFUNDINUL UZBAD KHAZADDUMU"