Re: Прием на работу на основе патента
На какой закон города Москвы ссылаются наши доблестные полицейские, когда задерживают иностранца после 22.00 часов
"задержание" - это мера обеспечения по производству либо по уголовному делу либо по делу об административном правонарушении.
лицо, привлекаемое к ответственности, вправе знакомиться с материалами заведенного в отношении него дела. иностранцу надо почитать составленный в отношении него протокол и выписать ссылочки на нормативно-правовые акты, которые он якобы нарушил. потом написать сюда. пока "со слов" ничего не понятно.
Да, точно, можно понять и так, и так... Это и рождает возможность толковать эту статью закона органам в свою пользу.
Видите ли, в статье 13.1 про разрешение четко и точно сказано, что РНР является основанием для продления МУ. (ведь РНР выдается сроком на 1 год, не меньше. Значит ИГ уже заранее планирует пробыть не менее года). Но такой формулировки нет в п.5, ст.13.3 про патент. Почему? Ведь патент выдается на срок от 1 до 3 мес., и ИГ может в любое время прекратить свою ТД и уехать, т.е. есть работа, будет находиться, нет работы - уедет. Потому как ему продлевать учет? Если оплатил НДФЛ на 1 мес., продлевать МУ на 1 месяц? И каждый божий месяц заниматься этим??? НО, подождите! А разве обязанность продлевать МУ лежит на ИГ? Может она лежит на принимающей стороне? Почему то все тут твердят - "вы обязаны продлевать...", ох нет, простите, они не обязаны и не несут за это ответственность (ФЗ-109 ст.24)! (по крайней мере не должны, хотя зная наши доблестные органы, уверен они в первую очередь сами нарушают наши права и не соблюдают законы, которые сами же издают)
Вопрос: Гражданин Армении, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, поставлен на миграционный учет. В настоящее время он имеет патент, оплата НДФЛ произведена. Однако максимально допустимый срок пребывания (90 суток) истек. В январе 2014 года гражданин подал заявление в территориальный орган ФМС для получения разрешения на временное проживание, но получил отказ, так как подал заявление после истечения срока пребывания (90 суток). Никаких других претензий к иностранному гражданину нет.
Правомерен ли отказ?
Ответ: В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ. По истечении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.
Одним из таких исключений являются положения п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, согласно которым срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со ст.ст. 13.1, 13.2 или 13.3 Закона N 115-ФЗ.
По условиям вопроса безвизовому гражданину Армении выдан патент*(1). Патент выдается на три месяца с правом неоднократного продления на такой же срок (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Условием продления срока действия патента является уплата налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. Иными словами, если перед окончанием срока действия патента его владелец производит оплату налога на доходы физического лица в установленном порядке, срок действия патента считается продленным на период, соответствующий сумме предварительной оплаты, но не более чем на один год со дня въезда на территорию России автоматически без обращения в территориальный орган ФМС. При неуплате авансового платежа срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог*(2).
Однако наличие у иностранного гражданина патента на осуществление трудовой деятельности и уплата налога само по себе не означают продления срока пребывания этого гражданина на территории Российской Федерации, а потому не отменяет обязанностей по соблюдению Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). Как уже отмечалось, пребывание безвизового иностранца на территории Российской Федерации ограничено сроком, указанным в п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ. В п. 4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ прямо говорится, что решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами. При этом в миграционной карте *(3) проставляется отметка об изменении срока временного пребывания мигранта в Российской Федерации (п. 9 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 "О миграционной карте"). То есть срок временного пребывания мигранта, в отличие от срока действия патента, самопроизвольно не продлевается.
Следовательно, получение безвизовым иностранцем патента, равно как и продление срока его действия, на наш взгляд, не влечет автоматического продления срока временного пребывания мигранта на территории Российской Федерации, а служит лишь основанием для принятия соответствующего решения территориальным органом ФМС России и не освобождает такого мигранта или принимающую сторону от обязанности обращения в территориальный орган ФМС России для решения вопроса о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации и принятия им соответствующего решения. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики. Смотрите, например, решения Московского городского суда от 22.06.2012 N 7-1170/2012, от 22.10.2012 N 7-2019/12, от 12.11.2012 N 7-2185/12, постановления Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 05.01.2014 N 5-52/2014, Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 17.12.2013 N 106 5-1430/2013, с которыми можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru/.
Обращаем Ваше внимание, что учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ). Как следует из п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, при изменении сведений об иностранном гражданине, в частности, таких как вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 109-ФЗ), заявленные сроки пребывания в Российской Федерации (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 109-ФЗ), принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, указанных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, обязаны в течение трех рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган ФМС, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии. Территориальный орган ФМС не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Поэтому в сложившейся ситуации гражданину Армении, прежде чем обращаться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, необходимо узаконить продление срока своего временного пребывания на территории Российской Федерации, т.к. по учетам территориального органа ФМС допустимый срок его пребывания закончился по истечении девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
К сведению:
Статьей 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания на территории Российской Федерации в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (смотрите, например, решения Московского городского суда от 18.10.2013 N 7-3051/13, Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.05.2013, Верховного Суда Республики Бурятия от 05.02.2013). Причем, если мигрант неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, ему может быть отказано в выдаче временного разрешения на проживание (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Отметим также, что отдельные суды при рассмотрении дел о привлечении иностранных граждан к административной ответственности, срок пребывания которых в установленном порядке не продлен, но при наличии у таких граждан патентов и доказательств внесения авансовых платежей, усматривают законность их нахождения на российской территории. В этой связи смотрите, к примеру, решения Московского городского суда от 18.10.2013 N 7-2878/13, от 20.11.2012 N 7-2211/12.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
31 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Заметим, что, в отличие от разрешения на работу, патент дает право законно находящемуся на территории Российской Федерации безвизовому иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исключительно физических лиц. Форма патента утверждена приказом ФМС России от 05.07.2013 N 303.
*(2) Аналогичное разъяснение размещено на официальном сайте ФМС России, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.fms.gov.ru/government_services/patent/.
*(3) Миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ)
" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)