31 января 2013 07:49
НаталияНаталия
Re: Уважаемые форумчане, помогите, пожалуйста, с теоретическим вопросом.
3.5. Требование к апостилированию документа
Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, подлежит легализации в установленном порядке, либо на таком документе должен быть проставлен апостиль.
Апостиль (apostille) - это формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае - подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Конвенцией, отменяющей требование долгой и сложной легализации*(1) иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее - Гаагская конвенция 1961 года).
Гаагская конвенция 1961 года вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 17.04.1991 N 2119-1 "О присоединении СССР к Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов".
Апостиль представляет собой специальный штамп, который проставляется на документах или приложениях к ним для последующего предоставления в регистрационные и контролирующие учреждения стран, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года. Проставление "апостиля" на документ всегда осуществляется на территории только той страны, в которой документ был выдан и/или оформлен.
В отношении требования к апостилированию документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, контролирующими органами не выработана единая точка зрения.
Так, согласно письму Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, доведенного до налоговых органов письмом ФНС России от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@, проставление апостиля не обязательно. В этом письме рекомендовано заинтересованным лицам следующее.
В соответствии со ст. 3 Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае - подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.
Однако выполнение вышеупомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру либо освобождают документ от легализации.
Исходя из сложившейся практики иностранные государства принимают без проставления апостиля документы, подтверждающие постоянное местонахождение в Российской Федерации организаций и физических лиц, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
По мнению ФНС России, требование российской стороны проставления апостиля на официальных документах, подтверждающих постоянное местонахождение в иностранных государствах организаций и физических лиц, может привести к тому, что налоговые органы иностранных государств, в свою очередь, изменят требования к выданным в Российской Федерации официальным документам, подтверждающим постоянное местонахождение организаций и физических лиц, то есть к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков.
Таким образом, Минфин России и ФНС России рекомендуют организациям принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц.
В то же время противоположная точка зрения на требование к апостилированию документов, подтверждающих постоянное местопребывание иностранной организации, изложено в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05, где указано на следующее.
Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, содержится в Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, являющейся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1961 года, участниками которой являются как Российская Федерация, так и Великобритания и США, эта Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
В силу ст. 3 Гаагской конвенции 1961 года единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 Гаагской конвенции 1961 года апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Поскольку Гаагская конвенция 1961 года распространяется на официальные документы, в том числе исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие из прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя, то такие документы должны соответствовать требованиям Гаагской конвенции 1961 года, то есть содержать апостиль.
Таким образом, по мнению ВАС РФ, подтверждение постоянного местопребывания иностранной организации должно соответствовать требованиям Гаагской конвенции 1961 года, то есть должно содержать апостиль. Если документы, представленные налоговому агенту иностранными организациями, не имеют апостиля, налоговый агент обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам.
В связи с рассмотренной выше позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2005 N 990/05, Минфин России письмом от 22.02.2006 N 03-08-05 сообщил, что Минфином России совместно с ФНС России проводится работа по анализу и совершенствованию процедур принятия документов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой будет выпущено официальное информационное письмо.
Учитывая, что до настоящего времени вышеуказанное информационное письмо не выпущено, автор рекомендует апостилировать документы, подтверждающие постоянное местонахождение иностранных организаций, являющихся резидентами иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены и действуют международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения.
В противном случае налоговый агент может быть привлечен к ответственности согласно ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Анализ рассмотренных выше требований, предъявляемых к оформлению документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации, свидетельствует о том, что российская организация имеет право использовать представленные иностранными организациями документы только при соблюдении следующих условий и требований:
- документ должен быть подписан, скреплен печатью компетентного органа;
- документ должен быть переведен на русский язык;
- документ должен быть апостилирован;
- документ должен быть представлен нерезидентом до даты выплаты ему дохода.