Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09" (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2009) установлено, что на период беременности и грудного вскармливания ребенка женщины должны переводиться на работу, не связанную с источниками ионизирующего излучения (п. 3.1.8).
При этом ст. 254 ТК РФ устанавливается, что беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. Сотрудница не представляла медицинское заключение.
Как должен поступить работодатель, если работница категорически отказывается писать заявление о переводе (кроме того, отсутствуют и вакантные должности) и намерена оставаться на работе до выхода в декрет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель не вправе привлекать к работе с источниками ионизирующего излучения беременную сотрудницу. Выполнить требования Санитарных правил работодатель может, только отстранив сотрудницу от работы, оплата времени отстранения оплате не подлежит. Если впоследствии работница представит медицинское заключение, из которого следует, что работница нуждается в переводе, а также напишет заявление о переводе, которое работодатель не сможет удовлетворить ввиду отсутствия вакансий, то со дня такого обращения время освобождения работницы от работы должно оплачиваться в размере среднего заработка.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью второй ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст. 211 ТК РФ). Из п. 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) следует, что к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся в том числе и государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Согласно п. 4.1.4 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 N 32, при оценке параметров производственной среды на рабочих местах беременных следует руководствоваться гигиеническими показателями оптимальных условий производственной среды (табл. 7), в соответствии с пунктом 8 которых ионизирующее излучение допустимо только в пределах естественного фона. В упомянутом Вами п. 3.1.8 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47 (далее - СанПиН), указывается на необходимость перевода женщин на работу, не связанную с источниками ионизирующего излучения, на период беременности и грудного вскармливания ребенка*(1).
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ. Из вопроса очевидно, что предусмотренные частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ обстоятельства отсутствуют. Следовательно, согласие сотрудницы на её перевод необходимо получить. Изменение работодателем в одностороннем порядке условия трудового договора о трудовой функции работника Трудовой кодекс РФ не допускает.
Перевод беременной женщины на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе предусмотрен частью первой ст. 254 ТК РФ. Однако основанием для такого перевода являются: медицинское заключение о переводе беременной на другую работу; заявление работницы, содержащее просьбу о переводе.
Таким образом, перевод беременной женщины на другую работу в целях исключения воздействия неблагоприятных производственных факторов осуществляется только при наличии медицинского заключения о необходимости такого перевода. Кроме того, из заявления работницы должно быть понятно, что работница желает перевестись на другую работу. Право на определение той работы, на которую работница может быть переведена, остается за работодателем. Кроме того, Трудовой кодекс РФ не устанавливает срок, в течение которого работодатель должен предложить имеющиеся вакансии, если женщина написала соответствующее заявление. Вполне может быть, что по объективным причинам работодатель не сможет в один день с отстранением предложить работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, поскольку для того, чтобы выявить все имеющиеся вакансии в организации и оценить, насколько условия труда по ним соответствуют требованиям медицинского заключения, необходимо время. Именно поэтому в соответствии с частью второй ст. 254 ТК РФ с момента волеизъявления работницы о ее переводе и до предоставления другой работы работодатель обязан за счет собственных средств осуществлять выплаты.
Таким образом, даже при отсутствии у работодателя подходящей для работницы работы, которую она может выполнять, но при наличии заявления на перевод и медицинского заключения у работодателя есть законные основания освободить работницу от работы и оплачивать пропущенные в связи с таким освобождением рабочие дни в размере среднего заработка. В рассматриваемом же случае женщина не обращается к работодателю с заявлением и не предъявляет медицинское заключение, поэтому перевод работницы на другую работу не может быть осуществлен работодателем. При таких обстоятельствах, по нашему мнению, применение части второй ст. 254 ТК РФ не является обоснованным.
Действующее законодательство не содержит ответа на вопрос о том, каким образом в отсутствие согласия работницы на перевод работодателю следует выполнить предписание нормативного акта о переводе беременной работницы и при этом соблюсти правила, затрагивающие порядок изменения условия трудового договора о трудовой функции, установленные ТК РФ.
По нашему мнению, требование СанПиН о переводе беременных работниц, трудовая деятельность которых связана с эксплуатацией какого-либо источника ионизирующего излучения, из перечисленных в п. 1.3 СанПиН, работодатель вправе рассматривать как предписание о недопущении этой категории работников к указанной работе (об отстранении от работы). Случаи, когда работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, перечислены в части первой ст. 76 ТК РФ. Как следует из абзаца восьмого части первой ст. 76 ТК РФ, отстранение от работы возможно и в других случаях, если они предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. По общему правилу, в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Случай, когда беременная работница не обращается с просьбой о переводе ее на другую работу и не представляет медицинское заключение, не относится к таким исключительным случаям, поэтому мы считаем, что в рассматриваемой ситуации оплачивать период отстранения работницы от работы, которую она выполнять не может в силу предписаний СанПиН, не нужно.
Обращаем Ваше внимание на то, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (смотрите часть вторую ст. 22 ТК РФ), а также обеспечивать информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ). В силу ст. 14 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" работодатель должен регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения.
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, до издания приказа об отстранении работницы от работы (недопущении к работе) работодателю целесообразно заблаговременно уведомить работницу в письменной форме под подпись о риске повреждения ее здоровья при продолжении ею прежней работы, о том, что в силу требований законодательства она должна быть переведена на другую работу, о ее праве на перевод на другую работу или оплату периода времени до предоставления ей другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, в соответствии со ст. 254 ТК РФ, при условии предоставления ею соответствующего медицинского заключения и заявления. По нашему мнению, в таком уведомлении не лишним будет установить разумный срок, в течение которого работница сможет получить медицинское заключение и представить его работодателю. Трудовой кодекс РФ не устанавливает, как именно должно быть оформлено отстранение от работы. На практике работодателем обычно издается соответствующий приказ (распоряжение), с которым работника следует ознакомить под роспись.
Обращаем Ваше внимание на то, что по заданному вопросу мы высказали наше экспертное мнение, которое может не совпадать с мнением контролирующих органов и других специалистов. К сожалению, судебную практику, а также официальные разъяснения по аналогичным ситуациям нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
11 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) О необходимости освобождения беременных женщин от работы, связанной с источниками ионизирующего излучения, упоминают и иные нормативные правовые акты: п. 2.15 СанПиН 2.6.1.2573-10 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.01.2010 N 3; п. 3.2 СанПиН 2.6.1.2369-08 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2008 N 37; п. 10.12 Временных рекомендаций (правил) по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы Минздрава России, утвержденных Заместителем Главного государственного санитарного врача РФ 11.04.2002. Согласно п. 6.5 Общих требований Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения, утвержденных Минздравом СССР 27.08.1984, сотрудницы рентгеновского кабинета в период беременности должны быть немедленно переведены на другую работу, не связанную с действием ионизирующих излучений.