Если вы собираетесь обязать курьера при исполнении своих обязанностей водить автомобиль - увы, должность его в ТД должна именоваться таки "водитель автомобиля" и никак иначе, обязанности курьера запишете в ТД побочно.
Отвечать за автомобиль по договору ПМО он не будет ни в каком виде, и ПМО за авто он будет нести в иных случаях, перечисленных в ст. 243 ТК РФ.
В штатном расписании организации есть должность "водитель-экспедитор". С данными работниками (6 человек) заключены трудовые договоры и договоры о полной материальной ответственности.
В настоящее время эту должность необходимо переименовать на должность "водитель", но с сохранением функций экспедитора и возложением полной материальной ответственности.
1. Нужно ли включать в штатное расписание должность экспедитора и потом совмещать должность водителя (основную) с должностью экспедитора?
2. Если необходимо включать должность экспедитора в штатное расписание, то можно ли включить 1 штатную единицу экспедитора (или 0,5), а совмещать ее будут 6 водителей, или нужно включить в штатное расписание 6 штатных единиц экспедитора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в рассматриваемой ситуации должностные обязанности по переименованной должности остаются прежними, работодателю нет необходимости вводить в штатное расписание должность "экспедитор".
Обоснование вывода:
В силу части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы.
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
При этом выполнение работы по управлению автомобилем связано с наличием ограничений. В частности, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (часть первая ст. 329 ТК РФ). Режим рабочего времени и времени отдыха таких работников устанавливается с учетом установленных нормативными актами особенностей (часть вторая ст. 329 ТК РФ). Так, для водителей автомобилей приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 установлены максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность перерывов в работе и другие особенности. Работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств, требует пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (ст. 328 ТК РФ).
Поэтому наименования должностей, специальностей и профессий работников транспорта, указанные в штатном расписании, в трудовых договорах и трудовых книжках должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Такая профессия, как водитель-экспедитор, квалификационными справочниками не предусмотрена. Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, предусматривает профессию "водитель автомобиля". Причем такое название профессии применяется к водителям как легковых, так и грузовых автомобилей.
Следовательно, в штатном расписании и в трудовом договоре должна быть указана профессия "водитель автомобиля".
Из положений Квалификационного справочника следует, что в обязанности водителя входят управление, а также выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого им автомобиля (смотрите также Тарифно-квалификационные характеристики по должности "водитель автомобиля", утвержденные постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. N 31). Иные обязанности, связанные с доставкой и передачей груза водителем автомобиля, указанными актами не предусмотрены, однако трудовое законодательство не содержит ограничений на включение в трудовой договор с водителем работ, не предусмотренных справочниками.
Иными словами, включение в трудовой договор с водителем автомобиля обязанностей, связанных с доставкой и передачей груза, не противоречит законодательству (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 04.09.2012 по делу N 33-17499). При этом, несмотря на исполнение лицом, управляющим автомобилем, обязанностей по осуществлению экспедиторских работ, его должность должна именоваться "водитель автомобиля".
Таким образом, трудовая функция работника после переименования должности может включать в себя обязанность выполнять экспедиторские работы. В соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ работник обязан исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Следовательно, вводить дополнительно в штатное расписание должность "экспедитор" в таком случае нет необходимости.
В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее - Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.
Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне.
Следовательно, если в должностные обязанности водителя будут входить виды работ, указанные в Перечне (в частности, приемом, хранением, учетом, выдачей и транспортировкой материальных ценностей), то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой им должности в Перечне (смотрите также определение Челябинского областного суда от 19.11.2012 N 11-8432/2012, определение Рязанского областного суда от 25.07.2012 N 33-1374, определение Краснодарского краевого суда от 26.08.2010 N 33-16290/10).
К сведению:
Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности в рассматриваемом случае не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Полная материальная ответственность работника может быть предусмотрена только в отношении исполнения обязанностей экспедитора и только в отношении вверенного ему как экспедитору груза. Сохранность транспортного средства не может быть объектом договора о полной индивидуальной материальной ответственности (смотрите, например, определение Ростовского областного суда от 14.02.2013 N 33-1210, определение Ленинградского областного суда от 18.12.2013 N 33-5730/2013, определение Челябинского областного суда от 17.03.2011 N 33-2450/2011).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
15 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.