Re: Начальник транспортного отдела
Если использовать личное ТС, понятно, ни о каких медосмотрах речи не идет. Но если использовать служебное авто (без совмещения должности водителя), нужны ли медосмотры и путевой лист?
Необходимо ли проходить предрейсовые медицинские осмотры работнику, который работает в организации в должности инженера (а не водителя) и использует автомобиль, предоставленный ему организацией, для выполнения именно своих трудовых функций инженера (например для того, чтобы оперативно добраться до подстанции, на которой произошла авария, или же для ежедневной проверки подстанции на предмет ее исправной работы с позиции инженера)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что в рассматриваемом случае инженер должен проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее - Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее - Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе "Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств" Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае инженер должен проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
31 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В соответствии с перечнем экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894, к указанным службам относятся: служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".
но специалисты на сайте Онлайнинспекции, например, считают, что не надо:
Работник трудоустроен на предприятии по профессии не "водитель", а "менеджер" и использует свой личный автомобиль в служебных целях. В процессе выполнения его работы ему требуется развозить деловые бумаги, прибыть для решения служебных вопросов в отдалённые районы города на своём автомобиле. Необходим ли предрейсовый медосмотр "менеджеру", управляющему автомобилем, но не являющимся водителем по профессии?
Если работник работает не в должности водителя, а в должности менеджера, и в его должностные обязанности не входит управление транспортным средством, то проходить предрейсовые медосмотры он не обязан.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Должность по ТД - начальник трансп.отдела. Совмещение - водитель. Хотим снять совмещение водителя, а как начальнику тр.отдела прописать в ТД и ДИ соответствующие обязанности (по управлению служебным авто) и зп повысить всвязи с увеличением объема работы.
третий раз повторяю: низзя. меняйте местами водителя и начцеха - тогда сможете внести обязанности начцеха в ДИ водителя.
Они у нас вредники. Доп отпуск и доплата.
а как вы об этом узнали без СОУТ, простите?
Оценена его должность начотдела с прежними условиями труда, которые не относятся к вредным.
а рабочее место водителя по какой причине не оценено?
То есть он может быть водителем с обязанностями начцеха, но быть начцехом с обязанностями водителя он не может, так?
все верно.
Проблема в том, что начцехом занимает свою должность и 0,5 водителя.
при совмещении никто никакого количества "ставок" не занимает - ставка вакантна, не занята.
то, что размер доплаты за совмещение соответствует половине оклада по должности водителя - не свидетельствует о занятии ставки.
А теперь мы хотим принять водителя и кроме как на оставшиеся 0,5 взять его не получается.
1) почему "оставшиеся"? вторые полставки водителя кем-то заняты?
2) что мешает взять на неполное рабочее время?
А теперь к обоснованию. Где мне почитать это конкретно запрещающее на начцеха возлагать управление ТС без совмещения или что водить может только "водитель" ?
В штатном расписании казенного учреждения имеется ставка завхоза, имеется соответствующая должностная инструкция. Работник, занимающий эту должность, как правило, будет использовать служебный автомобиль только для выполнения трудовых обязанностей по должности завхоза. Однако не исключена ситуация, в которой в период временного отсутствия водителя (например пребывания в отпуске) он будет возить в течение определенного времени других работников организации по их служебным делам. Свободных ставок водителей в учреждении нет.
Может ли администрация возложить обязанности водителя на данного завхоза?
В первую очередь следует отметить, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности завхоза. Иными словами, завхоз получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции.
Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества, с точки зрения трудового законодательства, не требует какого-либо специального оформления. Работник, в силу закона (часть вторая ст. 21 ТК РФ), обязан бережно относиться к этому имуществу. Нарушение этой обязанности может повлечь дисциплинарную или материальную ответственность. Поэтому в такой ситуации потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. Трудовому законодательству это противоречить не будет.
При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, отказавшись от автомобиля работодателя (ст. 60 ТК РФ).
Если же работодатель желает возложить на работника обязанности водителя, то необходимо учитывать следующее.
По смыслу части второй ст. 57 ТК РФ, если работник фактически выполняет работы, совпадающие с предусмотренными квалификационным справочником или профессиональным стандартом характеристиками работ по должности, выполнение работ по которой связано с предоставлением определенных компенсаций и льгот или наличием ограничений, в трудовом договоре, заключенном с этим работником, должно быть указано наименование именно этой должности.
Для работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств, предусмотрены определенные ограничения (смотрите главу 51 "Особенности регулирования труда работников транспорта" Трудового кодекса РФ). Поэтому наименование должностей, профессий или специальностей, работа по которым непосредственно связана с движением транспортных средств, и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Соответственно, трудовая функция работника, занимающего должность завхоза, не может предусматривать работу (трудовые обязанности) по должности водителя.
Вместе с тем в соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (часть вторая ст. 60.2 ТК РФ).
Таким образом, если в период отсутствия в организации водителя (в частности, в связи с его пребыванием в ежегодном оплачиваемом отпуске) завхоз в течение установленной для него продолжительности рабочего дня (смены) будет выполнять обязанности водителя, то такую работу следует оформить как поручение дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника с установлением доплаты (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 11.07.2012 по делу N 33-2925/2012). Исполнение обязанностей водителя может быть поручено завхозу только с его письменного согласия. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ)*(1).
К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее - Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Соответственно, письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (смотрите также письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Должность водителя (за исключением водителя-инкассатора), равно как и управление автомобилем, не включены в упомянутый Перечень. Поэтому заключение с завхозом договора о полной материальной ответственности за ущерб, причиненный автомобилю работодателя, представляется не соответствующим трудовому законодательству (определение Московского городского суда от 28.10.2010 N 4г/4-8570, смотрите также материал: "Вопрос: Можем ли мы заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля в отношении транспортного средства? ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 9, сентябрь 2013 г.)"). Отметим, что при наличии обстоятельств, указанных в п.п. 1, 3-8 части первой ст. 243 ТК РФ, работник несет полную материальную ответственность за причиненный работодателю ущерб и в отсутствие соответствующего договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
21 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите: Энциклопедия решений. Оформление совмещения и других видов дополнительной работы.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).