и поэтому, и поэтому. без справки нет оснований для выплаты за третий месяц, и совершенно неважно, учится человек или нет, ибо он таки нетрудоустроен.
Обязан ли работодатель выплатить пособие за третий месяц уволенному работнику при ликвидации учреждения, если работник не представил справку из центра занятости о признании безработным, а предъявил справку из центра занятости о признании его зарегистрированным в целях поиска подходящей работы? В справке, выданной центром занятости, говорится, что работник вправе получить среднемесячный заработок за третий месяц нетрудоустройства.
В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Частью второй этой статьи установлено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Работодатель обязан производить указанную выплату при наличии условий, предусмотренных ст. 178 ТК РФ. Положения ст. 178 ТК РФ, а также иные положения ТК РФ не ставят предоставление социальных трудовых гарантий, связанных с увольнением работника, в зависимость от наличия у них какого-либо социального статуса, в том числе статуса безработного. Связано это с тем, что приведенные выше положения являются не мерой социальной защиты от безработицы, а относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым при расторжении трудового договора.
При этом для целей поиска подходящей работы и трудоустройства органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан независимо от того, могут они быть признаны безработными или нет (пп. 7 п. 1 ст. 7.1-1, п. 1 ст. 12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Для сохранения среднего заработка значение имеет лишь то, что работнику, зарегистрировавшемуся в двухнедельный срок после увольнения по основанию, предусмотренному п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в органе службы занятости для целей трудоустройства, подходящая работа не была найдена в течение трех месяцев.
Отметим, что законодательством не определена форма решения органа занятости о выплате работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации среднемесячной заработной платы за третий месяц. На практике такие решения выдаются органами занятости в форме справок (смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.03.2012 N 33-3327/2012, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.12.2011 N 33-17944/2011, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2011 N 33-14012/2011).
Таким образом, поскольку центром занятости бывшему работнику была выдана справка о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, работодатель не вправе отказать работнику в данной выплате. Сказанное подтверждается многочисленной судебной практикой (смотрите, например, решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.08.2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 16.05.2012 по делу N 33-702, решение Ленинского районного суда г. Владимира от 11.01.2012 N 2-123/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.09.2012 по делу N 33-19551/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.09.2012 по делу N 33-5924, апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 15.03.2012 по делу N 33-598-2012).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
8 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Работник, являющийся пенсионером по старости и имеющий инвалидность, был уволен в связи с сокращением штатов.
Следует ли выплачивать данному работнику выходное пособие за третий месяц после увольнения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан выплатить уволенному работнику-пенсионеру средний заработок за третий месяц после увольнения, если бывший работник в этот период не смог найти другую работу и представил соответствующий документ из службы занятости.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях*(1) средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Для получения среднего заработка за третий месяц работник должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен. На практике такие решения выдаются органами занятости в форме справок о праве сокращенного работника на получение такого пособия.
На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) лица, которым назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными.
Однако в соответствии со ст. 2 этого же закона такие граждане не считаются занятыми. Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы (пп. 7 и пп. 8 п. 1 ст. 7.1-1, п. 1 ст. 12 Закона о занятости, смотрите также Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не упоминается о необходимости признания уволенного гражданина именно безработным. Значение имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по п. 2 части первой ст. 77 ТК РФ не смог в течение трех месяцев найти работу.
Письмом Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенным до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234, было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части второй ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов.
Представитель Роструда И.И. Шкловец в книге "Практика применения трудового законодательства" ("Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь 2007 г.) также считает, что высвобождаемым пенсионерам в полном объеме предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные ст. 178 ТК РФ для граждан, уволенных по сокращению численности или штата. Специалисты Минздравсоцразвития России согласны с таким подходом (ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: "Прочитали разъяснение в газете о том, что органы службы занятости не должны выдавать пенсионерам, уволенным по сокращению численности, справки о сохранении среднего заработка за третий месяц нетрудоустройства на основании того, что ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает, что служба занятости регистрирует ищущими работу и безработными только трудоспособных граждан. Так ли это?" // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2006 г.).
Более того, Верховный Суд РФ указал, что основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Также Верховный Суд РФ пояснил: "Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Кроме того, ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями частей 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, противоречит статье 1 Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, статьям 2, 3 ТК РФ и статье 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"..." (смотрите п. 2 Обзора Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)).
Как показывает анализ судебной практики, в большинстве случаев суды приходят к выводу о том, что выходное пособие за третий месяц выплачено пенсионеру правомерно (смотрите, например, определение Кировского областного суда от 31.01.2012 N 33-306, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.10.2012 по делу N 11-21498, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11.10.2012 по делу N 33-20474/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 по делу N 33-1909/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.09.2012 по делу N 33-5924). При этом Судебная Коллегия по гражданским делам Костромского областного суда считает, что, по смыслу ст. 178 ТК РФ, исключительность случаев сохранения среднего заработка заключается в невозможности трудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение трех месяцев со дня увольнения и означает исключение из общего правила, закрепленного в части первой ст. 178 ТК РФ о сохранении среднего месячного заработка на два месяца (смотрите апелляционное определение от 16.05.2012 по делу N 33-702).*(2)
По нашему мнению, гарантии, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, установлены для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров. Иное толкование этой нормы не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (часть первая ст. 2 ТК РФ), а также запретом дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ).
Соответственно, у органов службы занятости нет достаточных оснований для непринятия в отношении пенсионеров решений о сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке, предусмотренном частью второй ст. 178 ТК РФ, и отказа в выдаче им соответствующих документов (справок).
Работодатель, в свою очередь, обязан сохранить за пенсионером средний заработок за третий месяц после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, если бывший сотрудник в этот период не смог найти другую работу и представил соответствующий документ из службы занятости. То обстоятельство, что данный работник является не только пенсионером по старости, но также имеет инвалидность, значения не имеет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
6 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) По мнению чиновников Минздравсоцразвития России, каждый случай невозможности трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным (смотрите ответ Н.З. Ковязиной на вопрос: "В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Что это за исключительные случаи?" // "Налоговый вестник", N 6, июнь 2007 г.).
*(2) Справедливости ради отметим, что в судебной практике также встречается мнение, что большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ст. 178 ТК РФ (определение Ленинградского областного суда от 17.01.2013 N 33-100/2013, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2012 N 33-6719/12).