В муниципальном унитарном предприятии некоторые работники не соответствуют по квалификации требованиям к должностям и профессиям, по которым они приняты и работают. Например, на предприятии есть рабочие с высокими разрядами (токарь 6 разряда). Квалификация работника не соответствует указанной в профстандарте и ЕТКС, т.к. он не выполняет работы той сложности, которые там указаны. Сделано это было для того, чтобы платить человеку нормальную заработную плату. Выполняемые им работы соответствуют 3 разряду токаря.
Что должен работодатель сделать с такими работниками (нужно ли их обучить, перевести, уволить)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан переобучать, переводить работников на другие должности или увольнять их.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Как следует из буквального толкования указанной нормы, она не устанавливает необходимость применения работодателями профессиональных стандартов во всех случаях. Данная норма предполагает обязательность их применения лишь в случаях, когда требования к квалификации работников установлены иными нормативными актами, и лишь в части указанных требований.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, с 01.07.2016 профессиональные стандарты (далее также - профстандарты) обязательны для работодателей в части требований к квалификации работника, которые уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. В остальных случаях профессиональные стандарты имеют рекомендательный характер (смотрите также письмо Минтруда России от 05.04.2016 N 14-2/В-299), однако содержащиеся в них положения должны учитываться работодателями при определении квалификационных требований к работникам. При этом, как разъяснил Минтруд России в письмах от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, в случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Министерство экономического развития РФ в письме от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и также пояснило, что норма ст. 57 ТК РФ в части применения профессиональных стандартов носит диспозитивный характер, предоставляя работодателю право выбора между применением квалификационных справочников и положений профессиональных стандартов.
В муниципальных унитарных предприятиях после 01.07.2016 профстандарты вводятся поэтапно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее - Постановление N 584), принятым в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 122-ФЗ. Согласно п. 1 этого Постановления унитарное предприятие вводит профессиональные стандарты на основе утвержденного им плана по организации применения профстандартов, который должен включать в себя указанные в этом пункте сведения. Реализация мероприятий этого плана должна быть завершена не позднее 01.01.2020 (п. 2 Постановления N 584).
Трудовое законодательство не указывает на необходимость обучения уже принятых на работу сотрудников в связи с принятием нового профессионального стандарта, равно как и не предусматривает возможности изменения или расторжения заключенных с ними трудовых договоров в связи с принятием тех или иных профстандартов. В соответствии с частью первой ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая той же статьи). Согласно части четвертой ст. 196 ТК РФ проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников работодатель обязан в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, когда это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (смотрите также п.п. 10, 11 Информации). Применение этих положений непосредственно не связано с введением новых профстандартов.
По вопросу о возможности выполнения работником, принятым по профессии токаря 6 разряда, но выполняющим работы, которые предусмотрены профстандартом для работников, обладающих более низким уровнем квалификации, отметим следующее. В настоящее время порядок применения профессиональных стандартов установлен постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, которое не регулирует принципов формирования трудовых обязанностей конкретного работника на основе профессионального стандарта, содержащего обобщенную трудовую функцию по его должности или профессии.
Пунктом 7 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30ЕТКС, предусматривается, что в тех случаях, когда для той или иной профессии в справочнике предусматривается несколько разрядов (а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик), то рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации этой же профессии. Поэтому те работы, которые приведены в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не указываются. На правомерность включения работодателем в трудовые обязанности работника более высокой квалификации трудовой функции работников той же профессии более низкой квалификации указывают и суды (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 07.06.2012 по делу N 33-1486; определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.07.2011 N 33-22334). Полагаем, что по аналогии такое правовое регулирование может быть применено и к формулированию обязанностей сотрудников на основе профессиональных стандартов.
Отметим, что аналогичный подход отражен в разработанных Минтрудом России Особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, содержащихся в проекте постановления Правительства РФ (смотрите пункты 6 и 7 указанного документа). Данный документ не является действующим нормативным правовым актом, однако, по нашему мнению, позволяет проследить позицию Минтруда России по вопросу формирования должностных обязанностей конкретного работника на основе профстандартов.
Применительно к ситуации, изложенной в вопросе, это означает, что работник, принятый по профессии токаря 6 разряда, может осуществлять те виды деятельности, которые предусмотрены профессиональным стандартом для трудовой функции, выполнение которой требует более низкий квалификационный уровень работника, и соответствующие обязанности могут быть включены в трудовую функцию токаря 6 разряда.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
9 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
В организации за осуществление закупок отвечает одно лицо - контрактный управляющий.
Как исполняется приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"? Какие документы об образовании и наличие профессиональных навыков необходимы и достаточны для признания квалификации специалиста по закупкам?
Прежде всего отметим, что согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят рекомендательный характер (смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (часть вторая ст. 195.3 ТК РФ, смотрите также письмо Федерального агентства научных организаций от 13.04.2016 N 007.18.1-14./СК-82 "О профессиональных стандартах").
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под контрактным управляющим понимается должностное лицо заказчика, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Законом для работников, выполняющих указанную работу, не предусмотрено каких-либо льгот, компенсаций и не установлено каких-либо ограничений. Однако согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ к лицам, занимающим эту должность, предъявляются определенные требования в части их квалификации: они должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Следовательно, исходя из буквального толкования части первой ст. 195.3 ТК РФ, к конкурсным управляющим с 1 июля 2016 года должны применяться положения профессиональных стандартов в части, устанавливающей уровень образования, необходимого для осуществления тех или иных трудовых функций, входящих в должностные обязанности контрактного управляющего.
Наименование должности "контрактный управляющий" на сегодняшний день встречается в двух профессиональных стандартах: Профессиональном стандарте "Специалист в сфере закупок", утвержденном приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н (далее - Стандарт N 625н), и Профессиональном стандарте "Эксперт в сфере закупок", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 N 626н.
Анализ приведенных нормативных актов показывает, что если в трудовые обязанности работника входит не только подготовка и проведение закупочных процедур, но и заключение контракта, а также контроль за его исполнением (что и предполагает согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ должность контрактного управляющего, работающего в единственном числе), то к такому работнику следует применять положения Стандарта N 625н, поскольку указанные трудовые функции содержатся в разделе II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" данного стандарта. Причем должностные обязанности такого работника соответствуют 7 уровню квалификации специалиста.
Из п. 3.3 раздела III "Характеристика обобщенных трудовых функций" Стандарта N 625н следует, что специалисту, осуществляющему, в том числе, экспертизу результатов закупок и приемку контракта, необходимо иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры либо дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. При этом данный раздел не содержит отсылки на то, что высшее образование работника должно быть получено им по какой-то конкретной специальности. В связи с этим можно сделать вывод, что наличия у работника только высшего образования уровня специалитета или магистратуры по любой специальности должно быть достаточно для осуществления трудовых функций контрактного управляющего*(1). Также в данном пункте не содержатся и требования к количеству учебных часов, предусмотренных программой повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которую необходимо пройти работнику, не имеющему высшего образования соответствующего уровня, для осуществления должности контрактного управляющего.
Поскольку требования к наличию опыта работы у контрактного управляющего Законом N 44-ФЗ не установлены, то в силу буквального толкования положений части первой ст. 195.3 ТК РФ положения Стандарта N 625н о четырехлетнем опыте работы в сфере закупок носят рекомендательный характер.
Также обращаем Ваше внимание на то, что согласно ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ контрактным управляющим может быть любое лицо, имеющее профессиональное образование любого уровня, либо лицо, имеющее дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Поэтому в силу положений данной статьи наличие у работника, указанного в вопросе, именно высшего образования до 1 января 2017 года не является обязательным.
Таким образом, контрактному управляющему, указанному в вопросе, для работы в данной должности до 1 января 2017 года необходимо иметь профессиональное образование любого уровня, либо, при отсутствии такового, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок, подтвержденные соответствующими документами об образовании или квалификации. После 1 января 2017 года у него должно быть высшее образование уровня специалитета или магистратуры, либо, при отсутствии соответствующего уровня образования, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок, подтвержденные соответствующими документами об образовании или квалификации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
15 июля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Отметим, что в графе "Требования к образованию и обучению" п. 3.3 раздела III "Характеристика обобщенных трудовых функций" Стандарта N 625н не содержится прямой нормы о том, что работнику для выполнения указанной в этом пункте трудовой функции достаточно иметь только один из видов образования, приведенных в этой графе (высшее - специалитет или магистратуру, либо дополнительное профессиональное образование), равно как и не указано, что у работника должны быть оба вида соответствующего образования. При этом какие-либо разъяснения о порядке применения Стандарта N 625н на сегодняшний день отсутствуют.
Вместе с тем существуют разъяснения Министерства труда РФ, касающиеся порядка применения иных профессиональных стандартов, в которых использованы аналогичные формулировки и юридическая техника изложения норм.
В частности, в письме Минтруда РФ от 12.01.2016 N 14-3/В-3 разъясняется порядок применения норм Профессионального стандарта "Бухгалтер", утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н (далее - Стандарт N 1061н). Минимальные требования к образованию и обучению лица, занимающего должность бухгалтера, сформулированы в этом Стандарте аналогично положениям Стандарта N 625н: "Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительное профессиональное образование по специальным программам". При этом в таблице "Дополнительные характеристики" этого стандарта содержится отсылка на код Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст), соответствующий направлению подготовки "Экономика и управление".
На основании приведенных норм Минтруд РФ разъясняет, что лицу, занимающему должность бухгалтера, необходимо иметь либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Экономика и управление", либо, при отсутствии такового, дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее 3 лет в области учета и контроля (например помощником бухгалтера).
Принимая во внимание, как это уже отмечалось выше, схожесть изложения норм Стандарта N 1061н и Стандарта N 625н, можно сделать вывод, что лицу, занимающему должность контрактного управляющего и выполняющему трудовую функцию, указанную в п. 3.3 раздела III "Характеристика обобщенных трудовых функций" Стандарта N 625н, необходимо иметь либо высшее образование уровня специалитета или магистратуры, либо дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам в сфере закупок. При этом, учитывая, что Стандарт N 625н не содержит отсылок на коды специальностей, по которым контрактным управляющим должно быть получено высшее образование, полагаем, что это образование может быть получено им по любой специальности.
Вместе с тем необходимо помнить, что положения об обязательном применении работодателями профессиональных стандартов еще не вступили в силу и, следовательно, какая-либо правоприменительная практика по вопросу применения Стандарта N 625н отсутствует. В связи с изложенным рекомендуем Вам обратиться за соответствующими разъяснениями в Минтруд РФ, которые он вправе давать на основании части третьей ст. 195.3 ТК РФ.