До 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, на основании которой работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, были установлены дополнительные гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. По результатам проведенной специальной оценки условий труда практически всем работникам не положены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда. Следовательно, льготы подлежат отмене. Каков порядок отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда?
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Однако работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.
Иными словами, согласно данной норме само по себе изменение законодательства не должно отразиться на положении работников, которым уже были установлены соответствующие компенсации. Таким образом, если до 1 января 2014 г. работникам были установлены гарантии и компенсации в определенном размере, а проведенная специальная оценка условий труда подтвердила, что такие условия не изменились, работодатель не вправе отменить данные компенсации или предоставлять их в меньшем размере.
Если же по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников, то работодатель вправе изменить и уровень соответствующих гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, в рамках установленных трудовым законодательством пределов.
При этом необходимо учитывать, что условие о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке.
Внести в трудовой договор соответствующие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Так, положения ст. 74 ТК РФ допускают возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений. В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 указывается, что одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки). Иными словами, для применения ст. 74 ТК РФ в рассматриваемом случае работодателем должны быть совершены какие-то действия, направленные на снижение уровней факторов вредного воздействия производственной среды на здоровье работников или устранение таких вредных факторов, и эффективность этих действий должна быть подтверждена результатами специальной оценки условий труда. Сам по себе факт проведения специальной оценки не может являться причиной для одностороннего изменения условий трудовых договоров с работниками, поскольку данная процедура только оценивает условия труда, но не меняет их.
Таким образом, утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда само по себе не является основанием для отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Уровень соответствующих гарантий и компенсаций может быть изменен только в том случае, если по результатам специальной оценки условий труда были зафиксированы изменения условий труда работников, и только с момента внесения в трудовые договоры работников соответствующих изменений в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
30 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).