2 февраля 2010 12:28
IP/Host: 195.218.216.---
Дата регистрации: 22.05.2009
Сообщений: 881
Re: налоговая выставила требование
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Последствия пропуска трехмесячного срока на выставление требования об уплате налогового платежа НК не предусматривает, однако Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71, указав, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, привел конкретный пример, призывающий арбитражный суд отказывать в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании недоимки и пеней в случае пропуска трехмесячного срока на выставление требования и шести месяцев, предусмотренных п. 2 ст. 48 НК.
Таким образом, фактически срок, в течение которого налоговый орган имеет возможность обратиться в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки, пеней, составляет девять месяцев со дня истечения срока уплаты налога.
В ситуации, когда трехмесячный срок на выставление требования об уплате налога уже истек, у налогового органа имеется уже упомянутая ранее возможность провести проверку (камеральную или выездную) и в течение 10 дней после вынесения решения по ее результатам направить требование об уплате налога, пеней, штрафа. В этом случае срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней, санкции значительно больше, чем тогда, когда требование направлялось не в результате проведения налоговой проверки.
В силу ст. 87 НК налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, в случае проведения налоговой проверки требование об уплате налога, пеней, штрафа может быть выставлено в пределах трех лет, предшествующих году проведения налоговой проверки.
В некоторых случаях суд приходит к выводу, что срок взыскания обязательных платежей и пеней должен составлять три года со дня образования недоимки, является пресекательным и влечет отказ суда в удовлетворении требования налогового органа. Кассационные инстанции, системно толкуя ст. 23, 78, 87, 113 НК, ст. 196 ГК, п. 6 ст. 13 АПК, делают вывод о том, что давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами и в пределах этого разумного срока налоговые органы вправе осуществлять взыскание налога, сбора пеней. Истечение указанного срока является основанием к отказу в удовлетворении требований налогового органа во взыскании недоимки и соответствующих пеней.
В других случаях суды ориентируются на толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, согласно п. 3.3 которого положение уже упомянутой ст. 87 НК, определяющее, что налоговой проверкой (как камеральной, так и выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, корреспондирует пп. 8 п. 1 ст. 23 НК, в силу которого налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том что штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика (ст. 35, ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции Российской Федерации)