Re: Плата за НВОС (экология)
Нужно!
Большинство организаций оказывают следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ ливневым и талым стоками, размещением отходов и т.д. В то же время на некоторых предприятиях отсутствует нормативная экологическая документация, не всегда своевременно предоставляется декларация о природопользовании.
В соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов. Те же требования установлены по другим видам воздействия на окружающую среду. Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на нее установлена.в соответствии с требованиями ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Обязанность внесения указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена и ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ и ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006г. № 238-ФЗ.
Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, то есть являются обязательными.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная или иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
платность природопользования;
- научно-обоснованное сочетание экологических, экономических, социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Этот порядок, как указывается в определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-0, определен ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.06.2001 г. № 463 пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6). В соответствии с указанными законоположениями платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, вызывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы - сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В соответствии с Приложением 1 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и ФЗ «Офедеральном бюджете на 2007 год» администратором доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Ростехнадзор, в установленном федеральным законодательством порядке, возложен контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушают их права. Учитывая, что эта плата на местном и федеральном уровнях идет на формирование программ по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., уклонение от внесения указанных платежей затрагивают также конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, так как реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за
счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
В соответствии со ст. 22 ГК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Учитывая, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена и регулируется ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в области, охраны окружающей среды как основы жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на окружающую среду (согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды») необходимо признать, что правовые отношения, возникшие в связи с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются также экологическими отношениями.
Право прокурора на обращение в суд для защиты интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст.45 ГПК РФ. В соответствии со ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и интересов общества и государства