Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 05 декабря 2013 г. по делу N 33-1837/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Лиджеевой Л.Л.
судей
Панасенко Г.В. и
Сангаджиева А.В.
при секретаре
Горяевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кознаева Геннадия Авядыковича к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" и выплате ему сумм социальной поддержки по апелляционной жалобе начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста Минькеевой А.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 3 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиева А.В., объяснения представителя Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста Темяниковой Е.С., поддержавшей доводы жалобы, возражения Кознаева Г.А. и его представителя Кознаева А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кознаев Г.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, что 27 мая 2013 г., имея стаж работы более 47 лет, обратился в Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста (далее - Управление) с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда Республики Калмыкия". В нарушение установленного срока, 8 августа 2013 г. Управление уведомило его о невозможности присвоения этого звания ввиду отсутствия 40 - летнего трудового стажа. При исчислении трудового стажа Управлением не учтен период его нахождения в местах спецпоселения по национальному признаку с 28 декабря 1943 г. по март 1956 г., а также период прохождения военной службы по призыву в период с 1957 по 1960 г. Считает решение Управления неправомерным, поскольку в силу Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов", "О государственных пенсиях в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся репрессиям, время пребывания на спецпоселении засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере. Вступившим в законную силу решением суда период с 28 декабря 1943 г. по 28 марта 1951 г. включен в его трудовой стаж в тройном размере. Полагает, что в силу ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа военная служба по призыву подлежит исчислению в двойном размере.
Просил признать незаконным решение Управления от 8 августа 2013 г. об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда Республики Калмыкия", обязать Управление устранить допущенные нарушения и выдать ему удостоверение "Ветеран труда Республики Калмыкия", начислить и выплатить денежные средства в виде мер социальной поддержки с 1 июля 2013 г. по день вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании Кознаев Г.А. и его представитель Кознаев А.Г. заявленные требования поддержали.
Представитель Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста Темяникова Е.С. просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Элистинского городского суда от 3 октября 2013 г. иск Кознаева Г.А. удовлетворен, решение Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста от 8 августа 2013 г. об отказе в присвоении Кознаеву Г.А. звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" признано незаконным. На Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г.Элиста возложена обязанность устранить допущенные нарушения и выдать Кознаеву Г.А. удостоверение "Ветеран труда Республики Калмыкия". В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник Управления Минькеева А.Б. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Считает, что присвоение звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" является формой официального поощрения граждан за их многолетний и эффективный труд, т.е. фактическую трудовую деятельность. В этой связи полагает, что период нахождения заявителя на спецпоселении с 28 декабря 1943 г. по 28 марта 1951 г., при отсутствии сведений о трудовой деятельности в этот период, правильно не учтен при исчислении трудового стажа для присвоения звания "Ветеран труда Республики Калмыкия".
В письменных возражениях Кознаев Г.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что согласно справке ГУ УПФ РФ по г. Элиста от 20 августа 2013 г. он имеет страховой стаж 47 лет 1 месяц 11 дней.
Выслушав мнения сторон, проверив материалыдела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела, решением Управления от 8 августа 2013 г. Кознаеву Г.А., ** ***** **** года рождения отказано в присвоении звания "Ветеран труда Республики Калмыкия", поскольку его трудовой стаж составляет 35 лет 11 месяцев, в то время как для присвоения указанного звания необходим стаж работы 40 лет. При этом при подсчете трудового стажа не учитывался период нахождения Кознаева Г.А. в местах спецпоселений по национальному признаку с 28 декабря 1943 г. по март 1956 г., служба в армии исчислена в календарном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался ст. 61 ГПК РФ, Законом Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 370- IV-З "О ветеранах труда Республики Калмыкия" и исходил из того, что вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда от 19 апреля 2002 г., имеющим преюдициальное значение, период нахождения заявителя на спецпоселении с 28 декабря 1943 г. по 28 марта 1951 г. зачтен в стаж в тройном размере. С учетом этого, трудовой стаж Кознаев Г.А. составляет более 40 лет, в связи с чем он имеет право на получение звания "Ветеранах труда Республики Калмыкия".
С данными выводами согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 370- IV-З "О ветеранах труда Республики Калмыкия" (Закон Республики Калмыкия) звание "Ветеран труда Республики Калмыкия" является формой официального поощрения граждан за их многолетний и эффективный труд в Республике Калмыкия.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Калмыкия звание "Ветеран труда Республики Калмыкия" присваивается гражданину, постоянно проживающему на территории Республики Калмыкия, имеющему право на трудовую пенсию по старости и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, в том числе в Республике Калмыкия - не менее 12 лет для мужчин и не менее 10 лет для женщин.
По смыслу данных норм в стаж работы, дающий право на присвоение вышеназванного звания включаются лишь периоды осуществления трудовой деятельности.
Вместе с тем, доказательств того, что Кознаев Г.А. в период времени с 28 декабря 1943 г. по 28 марта 1951 г., т.е. с * до ** лет осуществлял трудовую деятельность, суду не представлено. В трудовой книжке истца имеются сведения о работе с 1 марта 1957 г., данных о наличии периодов работы, не отраженных в трудовой книжке, не имеется. Отсутствуют и судебные акты об установлении факта работы истца до 1957 г.
При таких обстоятельствах довод истца о том, что он осуществлял трудовую деятельность с 1944 г. является несостоятельным.
Выводы суда первой инстанции о преюдициальном значении решения Элистинского городского суда от 19 апреля 2002 г. основаны на неправильном применении процессуального закона.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Элистинского городского суда от 19 апреля 2002 г. на Управление Пенсионного фонда РФ по г. Элиста возложена обязанность включить время пребывания Кознаева Г.А. на спецпоселении как репрессированного по национальному признаку с 28 декабря 1943 г. по 28 марта 1951 г. в периоды, учитываемые при исчислении индивидуального коэффициента пенсионера, а также на него возложена обязанность произвести пересчет пенсии.
Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста в указанном судебном разбирательстве не участвовало, а потому в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ это решение суда для него преюдициального значения не имеет. Более того, вышеприведенным решением период пребывания Кознаева Г.А. на спецпоселении включен в стаж в целях исчисления индивидуального коэффициента пенсионера, имевшего значение для определения размера пенсии по ранее действовавшему закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Включение пенсионным органом в страховой стаж времени пребывания истца на спецпоселения, не свидетельствует об ошибочности выводов Управления, поскольку в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности. К последней в силу п.5 ч. 1 ст. 11 указанного Закона относятся периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.
Поскольку условия назначения пенсии и присвоения звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" различны, включение периода прохождения службы в стаж трудовой деятельности, предусмотренный при назначении трудовой пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда Республики Калмыкия". Иное толкование закона противоречило бы общему правилу отнесения граждан к категории ветеран труда за продолжительность добросовестного труда, установленного в статье 1 Закона Республики Калмыкия.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Кознаева Г.А. к Управлению о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" и выплате ему сумм социальной поддержки.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 3 октября 2013 года отменить.
В удовлетворении иска Кознаева Геннадия Авядыковича к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" и выплате ему сумм социальной поддержки отказать.
Апелляционную жалобу начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
А.В. Сангаджиев
Копия верна судья А.В. Сангаджиев
Привожу ссылку на п.3 ст 10 ФЗ"О статусе военнослужащего" - вдруг пригодится: "Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.Сообщение от
Николай-орел
но мне отказали, ссылаясь на то, что служба в армии учитывается как год за год для целей исчисления трудового стажа,
Поскольку условия назначения пенсии и присвоения звания "Ветеран труда Республики Калмыкия" различны, включение периода прохождения службы в стаж трудовой деятельности, предусмотренный при назначении трудовой пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда Республики Калмыкия". Иное толкование закона противоречило бы общему правилу отнесения граждан к категории ветеран труда за продолжительность добросовестного труда, установленного в статье 1 Закона Республики Калмыкия.
Если это камень в мой огород, то на сколько я понимаю мужик из Орловской области и на звание "Ветеран труда Республики Калмыкия" не претендует, а в армии служил и фз о статусе в/с на него распространяется, поэтому может пригодится.Сообщение от
Анна_Сергеевна
для тех, кто не расслышал:
Если сами гадаете, зачем с толку сбиваете КАЛМЫЦКИМИ решениями,Сообщение от
Анна_Сергеевна
зачем гадать на кофейной гуще?
пусть возьмет свой региональный закон и почитает.
Организация оформляет сотруднику дубликат трудовой книжки в связи с её утерей. Сотрудник представил справки с предыдущих мест работы.
В каком порядке делаются записи в дубликате трудовой книжки? Нужно ли в его общий трудовой стаж включать время нахождения на военной службе по призыву, имевшее место до 1 января 2007 года? Следует ли период службы в армии отразить в книжке исходя из расчета один день службы за два дня стажа?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При подсчете общего стажа необходимо будет учесть периоды работы и службы в армии в календарном порядке. Период службы в армии учесть из расчета один день службы за два дня стажа.
Обоснование вывода:
Согласно п. 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), работодатель по последнему месту работы при заполнении дубликата трудовой книжки в первую очередь должен внести в него сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами.
В настоящее время определение "общий трудовой стаж" в законодательстве отсутствует. До 1 января 2002 года под общим трудовым стажем согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ) понималась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включая службу в Вооруженным силах РФ, учитываемая в календарном порядке, в которую включались периоды, указанные в норме.
При заполнении дубликата общий стаж записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника (п. 32 Правил).
В п. 7.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция), уточнено, что запись об общем и (или) непрерывном стаже работника (суммарном) делается в разделе "Сведения о работе" в графе 3. После этой записи необходимо записать по отдельным периодам работы общий и (или) непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами.
При этом в п. 33 Правил указано, что при наличии письменного заявления работника работодатель обязан оформить дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением признанных недействительными.
Согласно пп. "а" п. 21 Правил в трудовую книжку по месту работы также вносится, с указанием соответствующих документов, запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, и время нахождения лица на военной службе по призыву, засчитывается в его общий трудовой стаж. Этот период указывается в трудовой книжке. Поэтому в случае оформления дубликата трудовой книжки в него должны быть внесены записи о периоде военной службы. Этот период должен учитываться при суммарном подсчете общего стажа работника.
Соответственно, при подсчете общего стажа необходимо будет учесть все периоды работы и службы в армии, причем период службы в армии учесть из расчета один день службы за два дня стажа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
23 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Николаю действительно может пригодится, по крайней мере он хоть сегодня может сходить в управление соцзащиты и опираясь на указанную норму спросить, почему его служба в армии по призыву была учтена не так, как положено по действующему законодательству - ФЗ"О статусе военнослужащего".Сообщение от
эЛКа
п.3 ст 10 ФЗ"О статусе военнослужащего": "Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Как же нет, когда есть четкая федеральная нормаСообщение от
colonel
А вот год за два или за год - четкого ответа нет
имеется ввиду военная служба по призыву, смСообщение от
эЛКа
один день военной службы за два дня работы.
Сообщение от
эЛКа
п.3 ст 10 ФЗ"О статусе военнослужащего":
А многие так когда не хотят чего-то или не могут, или не умеют, заявляют что не получится.Сообщение от
Анна_Сергеевна
в календарном порядке" посчитать не получится.
А если кто-то не умеет считать, это не означает, что вам не положено!Сообщение от
эЛКа
один день военной службы за два дня работы.
Но ведь соцзащита не только уверяет, она еще и обладает информацией, т.е. нормативным актом, на основании которого она вам сделала "пересчет" (т.е. если до весны 2014 года соцзащита посчитала вам ваш воинский стаж службы по при призыву как 1 за 2, а потом пересчитала его 1 к 1, то она чем-то руководствовалась), следовательно вам надо с данной нормой у соцзащиты ознакомиться! или вы уже с нормой ознакомились?Сообщение от
Николай-орел
А социальная защита меня уверяет, что считают именно год за год. и изменения эти произошли весной 2014 года.
colonel если вы думаете что съязвили, вынуждена вас разочаровать, я действительно служила, и начинала свою службу по призыву, правда это было не в те годы.Сообщение от
colonel
эЛКа видно Вы прошли срочную, да еще в те годы!! и считать Вас научили как и в десятку стрелять!!! МОЛОДЦА!!!
В том то и дело, она именно уверяет, было сказано , практически следующее- "поверьте, там есть норма, она изменилась". Мы настояли, что бы нам хотя бы сказали на основании какого закона это изменилась. нам ответили - им оказалось постановление о звании ветеран труда Орловской области. его процитировал выше colonelСообщение от
эЛКа
Но ведь соцзащита не только уверяет, она еще и обладает информацией, т.е. нормативным актом, на основании которого она вам сделала "пересчет" (т.е. если до весны 2014 года соцзащита посчитала вам ваш воинский стаж службы по при призыву как 1 за 2, а потом пересчитала его 1 к 1, то она чем-то руководствовалась), следовательно вам надо с данной нормой у соцзащиты ознакомиться! или вы уже с нормой ознакомились?
В любом случае, если соберетесь в суд наймите представителя, который тоже служил в армии по призыву, такой должен зацепиться за дело посерьезней, ведь ему тоже потом на пенсию.
- а там указано только вот это. Ни методики, ни порядка расчетаСообщение от
colonel
период прохождения военной службы, другой приравненной к ней службы.
нет, высшее у меня юридческое, по специальности и работаю,Сообщение от
colonel
Высшее медицинское образование?
А что вам мешает обратиться с письменным заявлением? Заявление составите в 2экз., один им, другой себе, отдадите через секретаря, попросите секретаря на вашем экз. поставить вх № и дату, в соответствии с ФЗ "о порядке обращения граждан РФ" они обязаны будут вам ответить, при чем с соблюдением установленного законодателем срока.Сообщение от
Николай-орел
они сказали девчонка может ошиблась вам не то сказала, и все.
Обобщение судебной практики
пересмотра в апелляционном порядке решений, вынесенных Хабарским районным судом Алтайского края за второе полугодие 2013 года.
с.Хабары 25 июня 2014 года
В соответствии с планом работы на I полугодие 2014 года проведен анализ судебной практики пересмотра в апелляционном порядке решений, вынесенных Хабарским районным судом Алтайского края по апелляционным жалобам и представлениям, отмененным и измененным судом апелляционной инстанции в период с 01 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года.
В анализируемый период правосудие в Хабарском районном суде осуществлялось председателем суда Носыревой Н.В. и федеральным судьей Зориной О.А.
Качество принимаемых Хабарским районным судом решений по состоянию на 01 января 2014 года составило 70,59% (по краю 84,09 %), по судьям: судья Носырева Н.В. – 57,14 % (обжаловано 7, оставлено без изменения 4 решения), судья Зорина О.А. – 80 % (из 10 обжалованных 8 решений оставлено без изменения).
Всего в апелляционном порядке во втором полугодии 2013 года было пересмотрено 7 решений, вынесенных Хабарским районным судом. Из них без изменения оставлены четыре решения, два решения отменены полностью, с вынесением нового решения, по основаниям пункта 4 части 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, одно - в связи с неправильным применением норм материального права, второе - в связи с нарушением норм процессуального права. Одно решение отменено в части с принятием в данной части нового решения по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ - в связи с неправильным применением норм процессуального права.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 сентября 2013 года отменено полностью с принятием по делу нового решения в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) решение Хабарского районного суда Алтайского края от 26 июня 2013 года по делу по иску Амелькина Г. И. к Управлению социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» незаконным, возложении обязанности засчитать в трудовой стаж, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», периода службы, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».
Амелькин Г.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края о зачете в его трудовой стаж периодов службы по призыву в Советской Армии с *** по *** и с *** по *** в льготном исчислении: один день военной службы за два дня трудового стажа, о возложении обязанности на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) присвоить ему звание «Ветеран труда Алтайского края». В обоснование требований указал на то, что его общий трудовой стаж составляет *** лет *** месяца и *** дня. Он обратился в Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края с заявлением о присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», предоставив необходимые документы. Однако ему было отказано в присвоении данного звания, со ссылкой на то, что трудовой стаж составляет *** лет *** месяца *** дней. Считал решение ответчика незаконным, поскольку его трудовой стаж определен неверно, без учета ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно п.3 ст. 10 указанного закона период прохождения военной службы по призыву засчитывается в общий трудовой стаж из расчета – один день военной службы за два дня работы.
В ходе рассмотрения дела Амелькин Г.И. пункт второй требований уточнил, просил обязать Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края засчитать в его трудовой стаж период службы по призыву в Советской Армии с *** по *** и с *** по *** в льготном исчислении.
Решением Хабарского районного суда Алтайского края от 26 июня 2013 года исковые требования Амелькина Г.И. удовлетворены в полном объеме. Отказ Управления социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края от *** Амелькину Г.И. в присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» признан незаконным. На Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края возложена обязанность засчитать в трудовой стаж Амелькина Г.И., дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», период его военной службы по призыву в Совесткой Армии с *** по *** и с *** по *** в льготном исчислении- один день военной службы по призыву за два дня трудового стажа. На Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне возложена обязанность признать за Амелькиным Г.И. право на получение звания «Ветеран труда Алтайского края».
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, рассмотрев апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края, отменила состоявшееся по делу судебное постановление и вынесла новое решение, которым в иске Амелькину Г.И. отказала в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что Амелькин Г.И. 6 марта 2008 года награжден главой администрации Хабарского района Алтайского края, почетной грамотой за долголетний, добросовестный труд.
При обращении в Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Амелькин Г.И., согласно справке от *** за №* Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края, имеет трудовой стаж *** лет *** дней, при этом учтены следующие периоды работы: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
Согласно справке, выданной прокуратурой Алтайского края, Амелькин Г.И., является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с *** пожизненно. При назначении пенсии включены периоды военной службы по призыву в Советской армии с *** по *** и с *** по ***, в календарном исчислении. Выслуга лет для назначения пенсии по линии органов прокуратуры составляет *** года ** месяца *** дня. Таким образом, трудовой стаж истца составляет менее 40 лет.
Удовлетворяя исковые требования Амелькина Г.И., суд первой инстанции исходил из того, что абзац 3 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998г.№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», прямо предусматривает включение в общий трудовой стаж работы, времени прохождения службы по призыву в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы, с учетом этого трудовой стаж истца составляет более 40 лет, кроме того он награжден почетной грамотой от имени администрации Хабарского района Алтайского края за долголетний добросовестный труд, что дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» имеет наличие пенсионного стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и факт награждения гражданина за добросовестный долголетний труд.
Определение трудового стажа изложено в статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части первой ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 3 статьи 2 названного Закона указанные лица имеют право также на получение трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Время нахождения Амелькина Г.И. на военной службе по призыву в спорные периоды подлежало и ранее уже включено в стаж для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Так, согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992г№2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Таким образом, назначение пенсии по выслуге лет прокурорским работникам производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ( абзац 4 пункта "а" статьи 1 ).
В соответствии с частью 2 статьи 18 этого Закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Данных о том, что служба истца проходила в особых условиях материалы дела не содержат.
В статье 1 перечислены категории лиц, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом.
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований данного Закона Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Федеральный закон от 27.05.1998г.№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на который ссылается истец Амелькин ВГ.И., не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
О включении в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы, перерасчете пенсии версия для печати
Ленинским районным судом города Чебоксары Чувашской Республики было рассмотрено гражданское дело по иску гражданина Д к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы, перерасчете пенсии.
Требования истца мотивированы тем, что он проходил службу в органах внутренних дел с 1993г. по 2010г., выслуга лет при увольнении составила 20 лет 1 месяц. Ответчик не учел в льготном исчислении период прохождения срочной военной службы по призыву с 1990г. по 1992г. Выслуга лет произведена неправильно, так как было учтено время прохождения военной службы по призыву из расчета один день военной службы за один день работы, тогда как в силу ч.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. №76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы, что также соответствует Федеральному закону «О системе государственной службе в Российской Федерации» от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ. Период военной службы по призыву подлежит включению в стаж государственной службы из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. На заявление ответчик отказал в зачете в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы с последующим перерасчетом назначенной пенсии.
Истец просил обязать ответчика зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период службы в армии по призыву (срочной военной службы) с 1990г. по 1992г. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, произвести перерасчет пенсию со дня ее назначения.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к выводу о необоснованности требований истца по следующим основаниям.
Статья 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет условия назначения пенсии за выслугу лет, к которым относится наличие выслуги лет в 20 лет и более (п. «а»), увольнение со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижение на день увольнения 45-летнего возраста с общим трудовым стажем 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел (п. «б»).
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Пунктом 5 названного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений п.3 ст.10 названного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, названный закон не определяет выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходивших службу в органах внутренних дел.
Ссылка истца на положения ст.2 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, согласно которой военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, является необоснованной, так как названный закон согласно его преамбуле определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации, но не определяет пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Таким образом, исходя из положений п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 у истца отсутствует право на включение периода военной службы по призыву с 1990г. по 1992г. в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня службы, отсутствует право на перерасчет пенсии за выслугу лет со дня ее назначения по этому основанию.
С учетом изложенного суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Решение вступило в законную силу.