Мое мнение - не можете.Сообщение от
m055cc
Могу ли я для целей проживания на этом участке построить дом для постоянного проживания?
Возможно, это не будет считаться самовольной постройкой. Но если возникнет спор, Вы этот дом сможете переместить без существенного ущерба его назначению?Сообщение от
m055cc
сваи, как временная опора
почему, если проживание в доме призвано лишь упростить мою сельхоз работу? здание нужно для обслуживания меня, обслуживающего свое сельхоз угодье ))) и на чем, простите, нормативно Ваше мнение основано? )Сообщение от
Вадим К
Мое мнение - не можете.
я так понимаю, важно - капитальное ли это строительство? не более того. естественно, дом мне не унести. Кроме того, о самовольности постройки можно и не говорить ведь, или я не прав? Можно же попробовать все оформить надлежащим образом?Сообщение от
Вадим К
Возможно, это не будет считаться самовольной постройкой. Но если возникнет спор, Вы этот дом сможете переместить без существенного ущерба его назначению?
В собственности физического лица находится земельный участок, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения, а разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Существуют ли ограничения по строительству на указанном земельном участке? Можно ли построить жилой дом на данном земельном участке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеет права построить на этом участке жилой дом.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, исходя из принципа приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) конкретное использование земельных участков происходит в разрешительном порядке. Иными словами, возможность возведения жилого дома на земельном участке должна быть предусмотрена целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в п. 1 ст. 78 ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности.
Пункт 2 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ) позволяет использовать предоставленные для ведения фермерского хозяйства земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
При этом в состав имущества фермерского хозяйства (т.е. в состав имущества, необходимого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности) включены земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (п. 2 ст. 257 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о КФХ).
Соответственно, закон допускает включение в состав имущества фермерского хозяйства нехозяйственных построек. Однако такие постройки должны быть связаны с производственной деятельностью фермерского хозяйства. Поэтому жилые дома в состав имущества фермерского хозяйства не входят (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 г. N 04АП-6255/13).
На этом основании мы полагаем, что в настоящее время возведение жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения фермерского хозяйства, невозможно, поскольку ни ЗК РФ, ни Закон о КФХ не предусматривают обратное.
Косвенно наше мнение находит подтверждение в определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1586-O: суд указал, что разрешение вопроса о включении в перечень имущества фермерского хозяйства жилого дома, предназначенного для проживания фермера (что необходимо для его постройки на предоставленном для ведения фермерского хозяйства участке), не входит в полномочия Конституционного Суда РФ.
Обращаем Ваше внимание на то, что закон (ст. 8 ЗК РФ) предусматривает возможность перевода земельного участка из одной категории в другую (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-342).
К сведению:
15 февраля 2012 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона N 21184-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий установление возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ (http://www.duma.gov.ru, смотрите раздел "Поиск по законопроектам"), в настоящее время законопроект рассматривается в первом чтении; 10 февраля 2014 г. было принято решение разослать повторно законопроект для подготовки замечаний и предложений; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; назначить комитет-соисполнитель.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
3 апреля 2014 г.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 2011 г. N Д23-2060
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, находящимся в их компетенции. По сути поставленных в обращении вопросов Департамент недвижимости Минэкономразвития России в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вместе с тем согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в том числе на землях сельскохозяйственного назначения. В данном случае изменять вид разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства" не требуется.
Однако отмечаем, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 74-ФЗ в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилой дом не входит.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов.
Учитывая изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующим законодательством не предусмотрена.
Дополнительно сообщаем, что Письмом от 11.04.2011 N 7097-АЛ/Д23 Минэкономразвития России согласовало проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капура, В.Н. Плотниковым, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство в части установления возможности строительства жилых домов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Также сообщаем, что согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отказ в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
17.05.2011
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки...Сообщение от
Бочаров
ст. 6 Федерального закона N 74-ФЗ
Есть Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Ищем Наименование вида разрешенного использования земельного участка и смотрим что там можно размещать в Описании вида разрешенного использования земельного участка.Сообщение от
А.Cергеевич
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки...
Если его принимать за основу, то в СНТ не должно быть ни одного дачного домика...Сообщение от
Вадим К
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Ищем Наименование вида разрешенного использования земельного участка и смотрим что там можно размещать
Что же тогда в Вашем понимании "дом"?Сообщение от
m055cc
домик метров 15 на 15 на этой земле
От получения по голове в случае чего? Скорее всего, нет.Сообщение от
m055cc
Поможет ли (снизив мою социальную опасность) строительство не на фундаменте, то есть капитального домика, а на сваях. Или и это не спасет?
Сообщение от
swana
Lj Добрый день. Я получила официальное разрешение на строительство на земеле сельхоз назначения с разрешенным использованием для ведения фермерского хозяйства. Я глава КФХ, выстроила дом на этой земле и получила гос поддержку по программе переезжающих на постоянное место жительства в сельскую местность, как молодая семья. Сей час у нас финишная прямая. Решгистрирую жилье.
Сообщение от
Анна_Сергеевна
чем мотивируют?
Сообщение от
Анна_Сергеевна
а зачем тогда она выдавала разрешение на строительство, если этот участок не в их компетенции?/quote]
Разрешение на строительство на тот момент выдавала Администрация сельского поселения. И они выдали. А это районная Администрация.
Да, можно попробовать. Тут проблемы две: 1) Им легко доказать, что это не ИЖС, а все что не ИЖС – в Минстрой по недавней передаче полномочий внутри области. 2) Судиться с районной Админстрацией в районном суде бессмысленно (по крайней мере в нашем районе) – делал уже несколько раз – они правы, даже если черное называют белым. Победил их в результате только в Арбитраже, когда судился от КФХ.Сообщение от
Анна_Сергеевна
для начала стоит обжаловать отказ райадминистрации в выдаче разрешения на ввод в эксплутацию.
Сообщение от
Анна_Сергеевна
так обжалуйте отказ Минстроя.
Вопрос: В собственности физического лица находится земельный участок с жилым домом, расположенный в жилищно-дачном поселке (Московская область). Целевое назначение использования земли - жилищно-дачное строительство, категория земли не определена. Земельный участок на публичной кадастровой карте расположен в кадастровом квартале с категорией земель "земли населенных пунктов". В этом же кадастровом квартале имеются соседние участки, также имеющие категорию земли "земли населенных пунктов".
При проведении процедуры межевания выяснилось, что в выписке из кадастрового паспорта указана категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", установленная постановлением администрации в марте 2014 года. Посёлок существует с 1956 года, а участок приобретен в феврале 2014 года как участок без определения категории земли. Предстоит обратиться в суд с иском об изменении категории земли на категорию "земли поселений".
Какова судебная практика по данному вопросу?
Ответ: Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по их целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ). Перечень категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, приведен в п. 1 ст. 7 ЗК РФ. В указанный перечень включены в том числе земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения, то есть земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Заметим, что земли сельскохозяйственного назначения, в силу ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, могут использоваться исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Указанной нормой не предусмотрена возможность использования указанных земель для жилищно-дачного строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ*(1). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ст. 84 ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
В силу положений статьями 2, 3 Закона N 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности РФ, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта РФ.
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлен общий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, который является закрытым. Согласно упомянутой норме перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Следует отметить, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, поименованных в ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ. Например, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится в случае установления или изменения черты населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. При этом переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется (части 3, 4 ст. 5 Закона N 172-ФЗ).
Применительно к Московской области отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую установлены ст. 5 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 23/96-ОЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Московской области или соответствующим органом местного самоуправления на основании ходатайства гражданина или юридического лица и документов, предусмотренных частями 5, 6 ст. 5 Закона N 23/96-ОЗ. Ходатайство подается на имя Губернатора Московской области или главы соответствующего муниципального образования Московской области*(2).
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п. 3 ст. 8 ЗК РФ).
В связи с изложенным рекомендуем ознакомиться со следующей судебной практикой: постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2014 г. N 19АП-7439/12; Бюллетенем судебной практики Московского областного суда за третий квартал 2013 года, утвержденным президиумом Московского областного суда, разделом "Судебная практика Московского областного суда по административным делам споры, возникающие из публично-правовых отношений"; постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2014 г. N 13АП-27709/13; постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2015 г. N Ф10-1830/15 по делу N А09-7251/2014; постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2015 г. N Ф10-79/15 по делу N А23-470/2014; решением Серпуховского городского суда Московской области от 8 октября 2012 г. по делу N 2-2650/2012; апелляционным определением СК по административным делам Новосибирского областного суда от 16 июня 2015 г. по делу N 33-5175/2015; решением Мытищинского городского суда Московской области от 17 апреля 2012 г. по делу N 2-1872/12.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
11 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите также подп. 10 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
*(2) Смотрите также Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области о переводе земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных действующим законодательством, из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 8 июля 2015 г. N 12ВР-1073.
Сообщение от
Анна_Сергеевна
вам бы лучше категорию земли сменить..
Сообщение от
Анна_Сергеевна
ну, никто ж не мешает построить по факту жилой дом (объединяющий под крышей и хозпостройки, например), а зарегистрировать его как "иное строение, сооружение"?