Re: Выездной медосмотр
Правомерно ли оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами вне места осуществления деятельности, указанного в лицензии?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Медицинская организация вправе осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами не по месту осуществления деятельности, указанному в лицензии.
Обоснование позиции:
На основании пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. К такой деятельности в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, а также пп. 1 п. 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), относятся в том числе работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (как предварительных, так и периодических).
Согласно п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию. Вместе с тем ни Порядок, ни Требования, ни Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не содержат запрета на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может как совпадать, так и не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д. (например обособленные подразделения). Пунктом 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (п. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
По смыслу приведенных норм Закона N 99-ФЗ, если рабочие места для сотрудников лицензиата по месту оказания услуг для ведения деятельности не образуются и работники не находятся в данных местах ежедневно, а кратковременно выезжают для эпизодического оказания услуг, то и новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности не образуется. В случае же, если сотрудники лицензиата постоянно ежедневно находятся по адресу контрагента для оказания периодической услуги (т.е. фактически для них там образуются рабочие места), это свидетельствует об осуществлении систематической деятельности не по месту, указанному в лицензии. Такая деятельность, как показывает судебная практика, может рассматриваться как осуществляемая с нарушением условий лицензии (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 N 08АП-7104/2009).
На основании вышеизложенного мы полагаем, что медицинская организация вправе организовывать оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами. Косвенно данный вывод подтверждается и тем, что региональными и федеральными исполнительными органами власти издаются нормативные акты, упоминающие о такой возможности (смотрите, например, п. 6 приказа Департамента здравоохранения Томской области и ГУ Томское Региональное отделение фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) от 05.04.2007 N 225/38 "О проведении углубленных медицинских осмотров работников, занятых с вредными и (или) опасными производственными факторами на территории Томской области в 2007 году")*(1).
Обращаем Ваше внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением. Для получения официальных разъяснений по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство здравоохранения РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3) или путем заполнения формы электронного обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
18 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Отметим, что о допустимости оказания ряда медицинских услуг, не относящихся к услугам скорой специализированной медицинской помощи (которые, в силу их специфики, могут осуществляться вне места нахождения медицинской организации), выездными бригадами медицинского персонала свидетельствуют положения ряда нормативных актов. Например, возможность проведения в таком порядке профилактических медицинских осмотров следует из содержания приложения N 1 к постановлению Администрации города Шахты 14.01.2014 N 119, приказа Министерства здравоохранения РФ от 18.06.2013 N 382н и др.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).