6 октября 2013 21:21
Magaduk
Re: процедура закупок за границей
Заключаем контракт
Закупка товара заграницей, как и любая сделка, начинается с формальностей и оформления согласия контрагентов. С иностранным поставщиком необходимо заключить контракт, причем он обязательно должен быть составлен в письменной форме и на двух языках (поставщика и покупателя). Документы можно передать по почте, электронной почте, факсу — законодательство этого не запрещает.
Для заключения контракта можно обратиться к опытному юристу или самому почитать законодательную базу.
Нормы российского законодательства:
—Таможенный кодекс Таможенного Союза;
—Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
—Федеральный законон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
—Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г.
Существуют правила Инкотермс, можно ими воспользоваться при составлении контракта, т.к. они представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, распределяют права и обязанности между поставщиком и заказчиком. Кроме основных условий контракта, определение цены в валюте лучше дополнить информацией, на какую дату брать курс валюты, как правило, это дата платежа. Это пригодится для налогового учета.
Во многих контрактах не обозначено важное условие: момент перехода права собственности на товар. Такой пункт соглашения в дальнейшем также позволит избежать разногласий с налоговиками из-за оприходования товара.
Открываем валютный счет
Иностранцам не выгодно работать с рублями, поэтому чаще всего оплата иностранного контракта проходит в иностранной валюте. Для этого необходимо открыть валютный счет в любом удобном для вас банке и купить валюту. Эта процедура не сложная, достаточно предоставить в банк все необходимые документы.
Валютный счет открывается в банке на основании банковского договора, а для покупки валюты оформляется заявление по той форме, которая утверждена банком. Необходимая сумма для покупки валюты перечисляется со своего расчетного счета. Если валютный счет в том же банке, где и расчетный счет, то можно указать в заявке реквизиты своего расчетного счета и с него будут списаны средства.
Оформляем паспорт сделки
Паспорт сделки нужен для валютного контроля, он оформляется в банке и содержит всю информацию о контрагентах и поставке. Паспорт сделки нужно оформлять, только если сумма по контракту превысила 50 тыс. долл. США.
Если вы сделали заказ в Америку для приобретения нового гаджета от Apple, то времени на формальности уйдет меньше, паспорт сделки банку не понадобится, а вот если решите закупить в Германии мини-экскаватор, без паспорта сделки не обойтись.
Форма паспорта сделки установлена Инструкцией N 138-И. Ее нужно заполнить и отдать в банк вместе с документами, которые содержат информацию, указанную в форме.
Перечисляем деньги иностранному поставщику
После покупки валюты денежные средства будут находиться на вашем валютном счете до того момента, пока банку не будет предоставлено платежное поручение для оплаты иностранного контракта.
Вместе с платежным поручением в банк необходимо предоставить:
—справку о валютных операциях (оформляется по форме, установленной Инструкцией N 138-И)
—документы, связанные с проведением валютных операций: паспорт сделки, подтверждающие документы по контракту (акты, счета-фактуры, документы с информацией о ввозе товара и т п.), если сделка по заказу на сумму более 50 тыс. дол. США.
Налоговый учет упрощенщиков
Банки, как правило, продают валюту по курсу выше чем курс ЦБ РФ, в этом случае у предпринимателя возникает отрицательная разница курсов. Если разница курсов оформлена как комиссия банка, то ее можно учесть в налоговых расходах как услуги банка сразу при оплате. Если же конвертация прошла по курсу банка, то разницу учесть в расходах нельзя, потому что она не поименована в закрытом перечне расходов в Налоговом Кодексе РФ.
Если предприниматель купил валюту по курсу ниже, чем установленный курс ЦБ РФ, возникает внереализационный доход, который облагается налогом. Это касается всех упрощенцев и на 6% и на 15%.
Если Вы применяете УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», то вас заинтересует, как учитывать в расходах затраты в инвалюте. Здесь учитывается, для чего вы приобретаете товар.
Товары для себя
Для того, чтобы расход был учтен для целей УСН, должны выполняться те же условия, что и при покупке товара у соотечественников:
—товар оплачен;
—товар получен.
Датой осуществления расхода будет последняя из дат: дата оплаты иностранному контрагенту или дата получения товара (дата в закрывающих документах), тогда валютный расход вам нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на эту дату.
Товары для перепродажи
Как вы помните, затраты на товары, для перепродажи учитываются в расходах по мере реализации этих товаров покупателям. Себестоимость товаров для перепродажи будет учитываться в рублях по курсу ЦБ РФ на позднюю из дат: оплату поставщику или получения товара от поставщика.
Основное средство
Приобретенные за границей основные средства списываются также особым методом, который установлен в НК РФ, т.е. равными долями поквартально на последнюю дату квартала в течение одного календарного года. Сумма расходов будет рассчитываться по курсу поздней из дат: оплаты или перехода права собственности на основное средство. Не повредит помнить, что расходы на основное средство списываются с момента ввода в эксплуатацию этого основного средства.
В этой статье мы рассказали только про начало сделки с иностранным поставщиком и раскрыли вопрос налогообложения основным налогом — упрощенным. Тем не менее, возникает еще вопрос транспортировки товара к нам, в Россию, таможня и НДС налогового агента. Про это мы расскажем в другой раз
Следующим этапом после заключения контракта на импортный товар будет его доставка в Россию и уплата таможенных пошлин, сборов.
Транспортировка
Сразу обращаем ваше внимание на то, что условие доставки товара в нашу страну следует оговорить в контракте, потому что этот момент является одним из ключевых. Если продавец берет обязанности доставки на себя, то вам не придется думать о том, как товар попадет к вам, а вот если в контракте стоит условие о том, что за поставку товара в страну покупателя отвечает сам покупатель, то вам понадобятся услуги логистов. Способы доставки выбирайте самостоятельно и оценивайте, какая будет наиболее выгодной для вас: доставка самолетом, что будет быстро, но дорого или поездом — дешевле, но ждать придется около месяца.
Определяем таможенную стоимость товара
Все таможенные платежи следует уплатить до начала процедуры растаможивания товара.
Таможенные платежи рассчитываются исходя из таможенной стоимости импортируемого товара. Таможенная стоимость может определяться несколькими методами, мы рассмотрим самый основной — это метод оценки таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Остальные методы и возможность их применения вы можете посмотреть в «Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 года.
По основному методу таможенная стоимость равна цене контракта, т.е. той сумме, которую вы заплатите за свой заказ. Кроме того, при определении таможенной стоимости товара к цене сделки начисляются дополнительные расходы, если они не были включены ранее:
—ваши расходы на вознаграждение брокеру, стоимость тары и упаковки;
—лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (товарные знаки, авторские права и т п.);
—если контрактом предусмотрено, что часть прибыли, которую которую вы получите, будет возвращена иностранному продавцу, то сумму прибыли продавца нужно включить в таможенную стоимость товара.
—если в цену сделки не были включены расходы на транспортировку товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ, то стоимость транспортировки также начисляется к цене, подлежащей уплате покупателем, а также начисляется стоимость контейнеров для перевозки товара, стоимость погрузки, выгрузки, если, например, вы использовали доставку несколькими транспортными средствами.
—расходы на страхование доставки товара.
Все эти дополнительные начисления к цене сделки рассчитываются только на основании официально оформленных документов и если были они оплачены покупателем. Ваши расходы на доставку товара после ввоза на таможенную территорию, расходы на сборку, монтаж, обслуживание не включаются в таможенную стоимость.
Рассмотрим, какие таможенные платежи вам предстоит уплатить при ввозе товара из-за границы:
Ввозная таможенная пошлина
Ставки таможенных пошлин на импорт определены в Едином таможенном тарифе Таможенного союза. Здесь вы можете встретить ставки таможенных пошлин в процентах к таможенной стоимости товара или в евро за единицу импортируемого товара, а так же размер ставки может состоять из двух частей и тогда он вычисляется сравнением или сложением величин.
Например, для своего магазина вы закупили сумочки, ставка ввозной таможенной пошлины установлена 20% от таможенной стоимости (группа 42 в ЕТТ ТС). Если, например, у вас мебельный магазин и вы закупили кухонную мебель, то размер таможенной пошлины вычисляется по ставке 15%, но не может быть менее 0,45 евро за 1 кг (группа 94 в ЕТТ ТС).
Таможенные сборы
Существуют три вида таможенных сборов:
1.сборы за таможенные операции. Ставки таможенных сборов установлены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863, они должны быть уплачены до начала таможенного оформления товаров.
2.за таможенное сопровождение. Размер таможенных сборов приведен в п. 5 ст. 130 ФЗ № 311 от 27 ноября 2010 года. Таможенные сборы за сопровождение уплачиваются до начала осуществления сопровождения товаров. Если таможенный орган принял решение о таможенном сопровождении товаров, то сбор следует уплатить до начала сопровождения. Решение о таможенном сопровождении принимает таможенный орган в случаях, если не был уплачены таможенные пошлины или доставка товара имеет определенные риски.
3.таможенные сборы за хранение. Вы можете поместить товар на склад временного хранения без заявления таможенного режима, и там ваш заказ будет дожидаться таможенного оформления, пока вы готовите документы для декларирования. Размер таможенного сбора за хранение приведен в п. 6 ст. 130 ФЗ № 311 от 27 ноября 2010 года.
Акцизы
Если вы будете закупать подакцизные товары, то у вас появится обязанность по уплате акциза. К подакцизным товарам относятся (ст. 181 НК РФ):
—этиловый спирт
—спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов
—алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, кроме пищевой продукции, указанной в соответствующем перечне.
—табачная продукция
—автомобили легковые
—дизельное топливо
—моторные масла
—прямогонный бензин.
Налоговые ставки акцизов по подакцизным товарам, которые применяются с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года приведены в приложении к Письму ФТС России от 15 января 2013 г. N 01-11/00677.
Работа с подакцизным товарами имеет много особенностей, в этой статье мы подробно останавливаться на акцизах не будем, так как это совсем другая история, которая заслуживает отдельного детального рассмотрения.
После того, как вы уплатите все таможенные платежи можно приступать к подаче декларации и прохождению валютного контроля, наша следующая статья будет посвящена этим формальностям.