26 января 2018 11:02
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Предрейсовый контроль транспортного средства
Коллеги, добрый день! С Пятницей!

Хотел бы посоветоваться по следующему вопросу:

1. В соответствии с Приказом Минтранса от 06.04.2017 г. № 141:
Установлен порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, который обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
2. В компании есть внутренний транспорт. Услуги по перевозке не оказываем.
Руководство считает, что мы должны обеспечивать ежедневный предрейсовый контроль.
3. Смотрю Устав автомобильного транспорта:
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

4. Прихожу к выводу, что мы не должны осуществлять ежедневный контроль.

Как думаете?
Спасибо!
#1
26 января 2018 11:16
ОксанаЯлта

IP/Host: 194.135.16.---
Дата регистрации: 16.03.2016
Сообщений: 367
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Сами такие, однако обращались в МУГАДН Ространснадзора - сказали нужно.


На рекламе, врачах и адвокатах не экономят...
#2
26 января 2018 11:21
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Оксана, спасибо!

Смотрите, что еще нашел (по сути, ответ на вопрос):
Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ (вступает в силу 21 декабря 2018 года)
По новому закону компании, которые перевозят, например, свой персонал, руководителей или различные товары и материалы без заключения договоров перевозки, обязаны:
- соблюдать специальные правила обеспечения безопасности перевозок;
- назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. При этом он должен пройти аттестацию;
- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
- организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль техсостояния транспортных средств.
Закон вводит и другие обязанности.

"МУГАДН Ространснадзора - сказали нужно." - мне кажется у этих товарищей всегда "7 бед -один ответ".
#3
26 января 2018 11:35
Анна_Сергеевна

IP/Host: 10.214.28.---
Дата регистрации: 09.02.2015
Сообщений: 17,528
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
пользоваться поиском перед созданием тем не пробовали?
http://forum.garant.ru/?read,7,2400243,2400246#msg-2400246


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
#4
26 января 2018 12:17
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Анна Сергеевна, спасибо!

Но, разбираюсь с предрейсовым или предсменным контролем техсостояния транспортных средств.
#5
26 января 2018 12:27
Анна_Сергеевна

IP/Host: 10.214.28.---
Дата регистрации: 09.02.2015
Сообщений: 17,528
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Учреждение приобрело автомобиль для периодических поездок. Механик будет также управлять автомобилем.
Необходимо ли проводить предрейсовые медицинские и технические осмотры? Какие требования установлены к квалификации работника, проводящего технический осмотр?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан проводить предрейсовые медицинские осмотры и проверку технического состояния транспортного средства перед выпуском на линию. Требования к квалификации должностного лица, ответственного за проверку технического состояния автомобиля, законом не установлены.

Обоснование вывода:

1. Предрейсовые медицинские осмотры

Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее - Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее - Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе "Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств" Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае механик должен будет проходить предрейсовый медицинский осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.

2. Предрейсовые технические осмотры

Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.
Законодательством не предусмотрены способы, которыми организация должна обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, в частности не определено, должна ли она делать это силами собственных работников или с привлечением специализированных организаций.
Из положений Трудового кодекса РФ (в частности из ст.ст. 15, 22, 72.2, 74) следует, что организация вправе самостоятельно определять свою организационно-штатную структуру, формировать структурные подразделения, а также при необходимости изменять эту структуру. Поэтому в целях контроля за надлежащим техническим состоянием транспортных средств юридическое лицо вправе заключать договоры на проведение ремонтных и иных технических работ со сторонними организациями.
При этом следует иметь в виду, что в любом случае за техническое состояние и эксплуатацию автотранспорта будет отвечать определенное должностное лицо организации - именно это лицо будет нести ответственность за несоблюдение требований к выпуску на линию транспортного средства (ст. 12.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смотрите также решение Омского областного суда от 22.07.2010 N 77-348/238/2010). На наш взгляд, если в организации такое лицо (например механик) не будет определено специальным локальным нормативным актом (приказом, положением и т.п.), ответственность будет нести руководитель организации.
Таким образом, организация обязана будет осуществлять проверку технического состояния автомобиля перед выпуском его на линию, в обязательном порядке назначив должностное лицо, ответственное за такую проверку.

3. Квалификационные требования к механику

Как мы сказали выше, лицо, ответственное за проверку технического состояния транспортного средства, назначается работодателем; при этом закон не устанавливает каких-либо обязательных требований к наименованию должности (профессии) такого лица и его квалификации. Также рекомендуем ознакомиться с ответом специалистов Роструда на портале "Онлайнинспекции.РФ" относительно квалификационных требований к механику (Вопрос: Работаю на предприятии, где должность механика занимает человек, не имеющий соответствующего технического образования и стажа (руководствуюсь Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37)). Законно ли это? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

13 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В соответствии с перечнем экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894, к указанным службам относятся: служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
#6
26 января 2018 12:38
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Анна Сергеевна, в отношении п."2. Предрейсовые технические осмотры", не могу с Вами согласиться:

Вы ссылаетесь:

на "пункт 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр." - но, речь идет только о запрете выпуска неисправного ТС.

В приложенной суд. практике, ответственность тоже только за выпуск неисправного ТС:
Основанием для привлечения К. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ послужило то, что он 22.02.2010 года около 07.00 часов, будучи лицом, ответственным за выпуск в линию транспортных средств, выпустил в линию транспортное средство ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак <...>, с неисправностью, при которой запрещена эксплуатация транспортных средств.
Часть 2 ст. 28.6 КоАП РФ у
Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Требований об обязательном ежедневном тех.осмотре (отметке об этом в путевом листе, ведении журнала и тп) насколько я вижу, сейчас нет и, как раз по этому, они вводятся вышеуказанным ФЗ.
#7
26 января 2018 13:03
Анна_Сергеевна

IP/Host: 10.214.28.---
Дата регистрации: 09.02.2015
Сообщений: 17,528
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
разбираюсь с предрейсовым или предсменным контролем техсостояния транспортных средств.
проверять техсостояние автомобиля перед выездом вы обязаны в любом случае.
а вот в какой форме эта проверка будет проходить (раз вы оказанием услуг по перевозке грузов или пассажиров не занимаетесь) - ваше дело.
проводить именно "предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта" - не обязаны.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2018-01-26 13:04 пользователем Анна_Сергеевна.
#8
26 января 2018 15:40
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Анна Сергеевна, спасибо!

Вот это наверное нас касается (в принципе и все).
ФЗ "О безопасности дорожного движения":
Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


А вот это получается нет:
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
#9
29 января 2018 13:12
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Анна Сергевна!
Смотрите, что Вседержатель поведал:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N АКПИ17-718

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Элис Фэшн Рус" о признании недействующим пункта 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287,

установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 28 сентября 2015 г. N 287 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 декабря 2015 г., N 40032, и опубликованным 14 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 1 февраля 2016 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 5, утверждены Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Требования), которыми установлены необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.
Согласно пункту 16.3 Требований к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Акционерное общество "Элис Фэшн Рус" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного положения нормативного правового акта, как противоречащего пунктам 1, 2 и 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) и нарушающего его право на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку данное предписание вводит для Общества обязанности, не предусмотренные законом.
В обоснование административного иска Общество указало, что с момента вступления в силу Требований его работник, занимающий должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, не имеющий диплома о высшем образовании, подлежит увольнению либо переводу на другую должность.
В судебное заседание представитель Общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился, его генеральный директор Е. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Минтранс России и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.
В судебном заседании представители Минтранса России К. и Б. и представитель Минюста России Ф. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом N 196-ФЗ, задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 20 названного закона установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны в том числе назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (далее - Положение), является Минтранс России, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе устанавливающие профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, если иное не устанавливается федеральным законом, а также порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (подпункт 5.2.10(3) пункта 5.2 Положения).
Во исполнение приведенных предписаний закона и на основании предоставленных полномочий Минтранс России разработал и утвердил Требования.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Требования, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлены обязанности в целях осуществления безопасности дорожного движения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Под транспортным средством, по смыслу приведенного закона, понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абзац девятый статьи 2). Данный термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов и оборудования по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства.
В силу абзаца семнадцатого пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механическое транспортное средство - это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Как усматривается из разъяснения, изложенного в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", к механическим транспортным средствам относятся автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Из анализа приведенных положений следует, что эксплуатация транспортного средства подразумевает не только его использование для перевозки пассажиров и грузов, но и установленного на нем оборудования для дорожных, строительных, сельскохозяйственных, мелиоративных и иных работ.
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией любого вида транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения должны выполнять обязанности, изложенные в пункте 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пункт 4 указанной статьи Закона установил дополнительные обязанности, в частности назначение ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность и обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.
Данное требование закона реализовано не только в оспариваемом Приказе, но и в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7. В соответствии с данными правилами при осуществлении перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте у субъекта транспортной деятельности необходимо наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
При этом Федеральный закон N 196-ФЗ не предусматривает дифференцированного подхода к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от цели и оснований таких перевозок.
Несмотря на то, выполняется ли перевозка автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом как вид предпринимательской деятельности либо в иных целях, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую перевозку, обязаны выполнять требования в целях обеспечения безопасности движения, установленные пунктами 1, 2 и 4 Федерального закона N 196-ФЗ.
Оспариваемый пункт Требований полностью соответствует указанным нормам закона, не содержит предписаний, им не предусмотренных, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Элис Фэшн Рус" о признании недействующим пункта 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
#10
31 января 2018 13:37
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Коллеги,
а можно ли привлечь к проведению предрейсового техосмотра, стороннее юр.лицо?
Смотрю указанные выше нормативы - не вижу такой возможности..

Спасибо!
#11
5 февраля 2018 11:45
Анна_Сергеевна

IP/Host: 10.214.28.---
Дата регистрации: 09.02.2015
Сообщений: 17,528
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Вот это наверное нас касается (в принципе и все).
вот это получается нет:

да, ч. 1 для всех, ч. 4 - для тех, кто оказывает перевозочные услуги.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
#12
5 февраля 2018 11:46
Анна_Сергеевна

IP/Host: 10.214.28.---
Дата регистрации: 09.02.2015
Сообщений: 17,528
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Смотрите, что Вседержатель поведал:
это по ч. 4, вам это зачем?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
#13
5 февраля 2018 12:13
Дейл

IP/Host: 89.175.20.---
Дата регистрации: 09.01.2018
Сообщений: 34
Re: Предрейсовый контроль транспортного средства
Да, Анна Сергеевна, Вы правы - спасибо!
#14
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме.

Кликните для того, чтобы войти

Наверх