31 августа 2023 10:37
IP/Host: 37.113.51.---
Дата регистрации: 13.07.2014
Сообщений: 5 024
Re: "Грунтовая дорога" - что это? Загадки терминологии
Является ли грунтовая автомобильная дорога
объектом недвижимости?
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Автомобильные дороги в силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ относятся к линейным объектам.
На основании указанных выше норм в Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 сделан вывод, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты.
Соответственно, автомобильные дороги являются объектом капитального строительства.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
В связи с этим вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации (Письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2426).
При этом отмечается позиция судов по указанному вопросу (Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А63-17028/09, от 05.03.2011 по делу N А63-9195/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2011 по делу N А63-11904/2010, от 07.03.2013 по делу N А63-10604/2012, ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2009 по делу N А05-3071/2009, от 11.10.2010 по делу N А26-2336/2010), которая сводится к следующему.
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ.
Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Кроме того, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2010 по делу N А05-17628/2009 и от 27.09.2010 по делу N А05-17623/2009 указано на отсутствие доказательств того, что спорные объекты (технологическая и грунтовая дороги) являются объектами недвижимого имущества.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2013 по делу N А79-8515/2012 указано, что автодорога не относится к недвижимости, а ее регистрация в качестве таковой ущемляет права и законные интересы истца - хозяйственного общества, поскольку не позволяет ему реализовать свое право на пользование арендуемым им земельным участком, в том числе преимущественное право на его приобретение в собственность.
Согласно выводу в Определении ВАС РФ от 23.07.2013 N ВАС-9767/13 по делу N А42-4761/2011 спорный автоподъезд не является объектом недвижимости, поскольку представляет собой покрытие, выполненное из бетона, асфальта, щебня, других твердых материалов, обеспечивающее ровную и твердую поверхность. Данный объект не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором находится.
В Определении Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 304-ЭС16-18316 по делу N А27-13979/2015 также указано, что грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.