3 марта 2023 17:00
IP/Host: 94.181.133.---
Дата регистрации: 13.07.2014
Сообщений: 5 024
Re: Срок давности взыскания налогов
Налоговый кодекс РФ действует уже достаточно давно, однако некоторые общие положения до сих пор не нашли в нем отражения, в частности вопрос о наличии (или отсутствии) сроков давности взыскания недоимки. В НК РФ отсутствует прямое и однозначное указание на предельный период времени, в течение которого неуплаченный налог может быть взыскан налоговыми органами в принудительном (как в административном, так и в судебном) порядке. Некоторые изменения в этом направлении были внесены (был установлен трехлетний срок давности взыскания земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 - 4 ст. 409 НК РФ)), но общих положений, применимых ко всем налогам, до настоящего времени так и не предусмотрено.
В связи с этим проблема определения предельных сроков взыскания не могла не стать предметом судебного разбирательства.
Из анализа сложившейся судебной практики (в том числе актов Конституционного суда РФ) можно сделать вывод о том, что истечение продолжительного периода времени с момента образования недоимки позволяет говорить о неправомерности ее последующего взыскания.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07 указано: "В силу универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает".
Таким образом, по общему правилу 1 января 2022 года истекает срок давности взыскания недоимок (пеней, штрафов) за 2018 год.
Однако фактически из этого правила есть некоторые исключения.
Так, если налоговый орган выявил недоимку за 2018 год и начал процедуру ее принудительного взыскания (в административном и/или в судебном порядке) до 2022 года, то вопрос о сроках давности ее взыскания в 2022 году должен решаться исходя из конкретных обстоятельств дела. Необходимо учитывать, что в соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 27.11.2007 N 8661/06, из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что определенный в ней 60-дневный (в настоящее время - двухмесячный) срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемой во внесудебном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Таким образом, направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, независимо от причин его пропуска недопустимо.
Иными словами, в ряде случаев, если недоимка относится к 2018 году и налоговым органом не приняты предусмотренные законодательством меры по ее взысканию, то по общему правилу такая недоимка после 1 января 2022 года может взысканию уже и не подлежать.
Если процедура налогового контроля за 2018 год началась в 2021 году и правомерно перешла на 2022 год, то выявленная по результатам данной проверки недоимка за 2018 г. вполне может быть взыскана и в 2022-м при соблюдении налоговым органом процедуры взыскания.
АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.07.2015 N Ф02-3887/2015 по делу N А58-4038/2014 прямо указал, что трехлетний срок давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности не касается взыскания налогов и пеней. В данном деле суд признал правомерным доначисление налогов и соответствующих пеней за 2009 - 2011 гг. по итогам проверки, проведенной на основании решения от 26.12.2012.
Кроме того, есть положение о том, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
ФНС РФ в письме от 29.05.2012 N АС-4-2/8792 разъяснила, что "налоговым органам при применении абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ необходимо учитывать следующее:
1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ;
2) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;
3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;
5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет".
Таким образом, по мнению налогового ведомства, в рамках выездной проверки уточненной налоговой декларации можно проверить период вне зависимости от того, что он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке уточненной декларации.
Мы предлагаем рассмотреть следующий случай. Налогоплательщик в 2022 году подает уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2018 год. Переплата по налогу на прибыль организаций могла произойти до 28 марта 2018 года, т.е. до срока окончательной уплаты налога за 2018 год. Тогда право на возврат переплаченной суммы налога сохраняется у налогоплательщика до 28 марта 2022 года. Однако с 1 января 2022 года истекает срок давности налогового контроля за 2018 год. Поэтому получается коллизия: у налогоплательщика есть право требовать возврата из бюджета посредством подачи уточненной налоговой декларации до 28 марта 2022 года, а проверить заявленные сведения налоговый орган уже не может. Вот такую коллизию и устраняет абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, т.к. при подаче в 2022 году уточненной налоговой декларации за 2018 год налоговый орган может спокойно проверить этот год уже за пределами общих сроков давности налогового контроля.
Вместе с тем если проверки за 2018 год налоговый орган до 2022 года так и не провел, то обращаться к периоду 2018 года налоговый орган вообще не вправе в связи с истечением сроков давности налогового контроля.
Таким образом, можно сформулировать положение о том, что с 1 января 2022 года истекает срок давности "не выявленных" (а в ряде случаев - и "выявленных") недоимок, обязанность по уплате которых возникла по итогам 2018 года.