это дурацкий заголовок, вопрос был не в правах скрипачей, а в праве работников подать в суд по поводу невыплаты надбавки по истечению сроков предусмотренных статьей 392 ТК РФ
как то так
Суд первой инстанции исходил из того, что специальная оценка условий труда на рабочих местах проведена в 2015 году, а артисты в трудовую инспекцию обратились только в июле 2020 года. Ссылаясь на разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 1 июня 2011 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что к возникшим отношениям должна быть применена часть 1 статьи 392 Трудового кодекса, предусматривающая трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Апелляционный суд судебный акт подкорректировал, указав, что с филармонии снимается обязанность выплатить надбавки с 2015 по 2019 год, поскольку возникшим отношениям подлежит применению часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, которой установлен годичный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. То есть срок на защиту их права пропущен не за весь период, а только с 13 ноября 2015 года до 2 июля 2019 года (дня, предшествующего дню обращения работников в инспекцию).
Кассационный суд оставил это определение без изменения.
Позиция ВС
В рассматриваемом случае работниками выбран способ защиты трудовых прав посредством государственного контроля (надзора), при проведении которого Государственной инспекцией труда в Самарской области реализованы публичные полномочия по защите трудовых прав работников путем выдачи работодателю предписания об устранении очевидных нарушений трудового законодательства, указывает ВС.
Ссылка судебных инстанций при разрешении настоящего спора на положения статьи 392 ТК РФ является ошибочной, поскольку данная норма применима при разрешении в суде индивидуального трудового спора между работником и работодателем, тогда как по настоящему делу сторонами являются работодатель - филармония и уполномоченный государственный орган - Государственная инспекция труда в Самарской области, поясняет высшая инстанция.
Таким образом, оспариваемое предписание, выданное государственным инспектором труда, является правомерной реакцией на явные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем, и само по себе не свидетельствует о разрешении индивидуального трудового спора.
«Факт того, что некоторые работники филармонии осуществляют трудовую деятельность во вредных условиях труда и имеют право на оплату труда в повышенном размере, установлен в 2015 году по результатам специальной оценки условий труда и не требует дополнительной проверки, а также не может быть поставлен под сомнение, поскольку установление оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере предусмотрено положениями статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и является обязательным для исполнения работодателем», - указывает ВС.