23 мая 2022 14:28
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Здравствуйте. Такой вопрос: обратился в уполномоченный орган с заявлением о заключении без торгов договора аренды земельного участка (лпх на полевых участках, участок образован, есть кадастровый номер, участок свободен). В заключении договора аренды незаконно отказали, есть вступившее в законную силу решение суда о признании отказа незаконным и обязании уполномоченного органа повторно рассмотреть мое заявление. Но пока я судился, уполномоченный орган провел аукцион и продал право аренды иному лицу. Вопрос: 1 могу ли я требовать расторжения договора аренды, заключенного с иным лицом, так как ранее мне отказали незаконно? Могу ли я требовать компенсацию с уполномоченного органа за незаконный отказ и потерю возможности получить участок без торгов? Спасибо.
#1
23 мая 2022 15:21
colonel

IP/Host: 94.181.132.---
Дата регистрации: 13.07.2014
Сообщений: 4,349
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
1. Кто или что Вам помешало участвовать в аукционе?
2. Вы хотели получить земельный участок без аукциона?
3. Упущенную выгоду в данном случае не доказать.
#2
23 мая 2022 15:45
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Да, я имел право на получение участка без аукциона, согласно п. 19 ст. 39.6 ЗК РФ и это подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
#3
23 мая 2022 15:48
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
В аукционе не участвовал, так как в это время шли судебные разбирательства. Дважды просил суд о применении мер предварительной защиты, но суд первой инстанции отказал и по мерам и по существу иска. Затем апелляция решение первой инстанции отменила, мой иск удовлетворила. Но к этому времени уже назначили и провели аукцион.
#4
23 мая 2022 16:03
DKart

IP/Host: 176.99.79.---
Дата регистрации: 19.11.2019
Сообщений: 2,913
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Интересно, тут нет ничего в законе, что работало бы по аналогии со ст. 621 ГК в части перевода прав арендатора?
#5
23 мая 2022 16:12
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
не нашел такого... но это был бы идеальный вариант, конечно...
#6
23 мая 2022 16:14
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Судья Сидоров А.Г. Дело № 33а-3414/2022

(№ 2а-918/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 16 мая 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кагитиной И.В., Павловского Е.Г.,

при секретаре Погосян А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Ермошина Романа Владимировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Ермошина Романа Владимировича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Ермошин Р.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя требования тем, что при принятии оспариваемого отказа по результатам рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов, Министерством межведомственные запросы не направлялись, а информация, послужившая основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, взята из ответов, полученных при рассмотрении заявления иного лица. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ Евпатория (с изменениями), не входит в границы данного городского округа. Просил восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд, ввиду уважительности причин его пропуска.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления Ермошина Р.В. отказано.

В апелляционной жалобе, поданной Ермошиным Р.В., ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отказывая в удовлетворении административного искового заявления по причине пропуска без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд, судья районного суда необоснованно отклонил доводы Ермошина Р.В. о том, что им предпринимались меру досудебного урегулирования спора, путём подачи соответствующих жалоб на оспариваемый отказ в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и прокуратуру Республики Крым. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении его административного искового заявления по формальным основаниям, без проверки законности оспариваемого отказа, не приняв во внимание представленные доказательства, которыми, по его мнению, подтверждается незаконность оспариваемого отказа в предоставлении в аренду земельного участка от 11 мая 2021 г.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что 13 апреля 2021 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило заявление Ермошина Р.В. от 10 апреля 2021 г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4000,00 кв.м., кадастровый №, категория земельного участка: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешённого использования: «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», в аренду без проведения торгов, сроком на 49 лет.

Письмом Заместителя Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Москвиной Г. от 11 мая 2021 г. административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в соответствии со статьёй 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», в связи с его расположением в границах населённого пункта – г. Евпатории Республики Крым.

Полагая, что вышеуказанный отказ административного ответчика является незаконным, Ермошин Р.В. обратился в суд.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, исходил из пропуска Ермошиным Р.В. без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1, 5, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в виде письма об отказе в предоставлении в аренду земельного участка получен Ермошиным Р.В. 7 июня 2021 г., после чего 11 июня 2021 г. он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении разъяснений, а также в администрацию г. Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении сведений о том, располагаются ли земельные участки с кадастровыми номерами №, № в границах муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

2 июля 2021 г. Ермошиным Р.В. получен ответ администрации г. Евпатории Республики Крым от 29 июня 2021 г. о том, что вышеуказанные земельные участки в границы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым не входят.

Письмом Заместителя Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Заиченко А. от 8 июля 2021 г. административному истцу дан ответ по результатам рассмотрения его обращения от 11 июня 2021 г., поступившего в Министерство 16 июня 2021 г.

2 июля 2021 г. Ермошиным Р.В. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым подана жалоба в порядке Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», по результатам рассмотрения которой 16 июля 2021 г. Заместителем Министра Заиченко А. дан ответ.

13 августа 2021 г. Ермошин Р.В. обратился в прокуратуру Республики Крым с заявлением о проведении прокурорской проверки, по результатам рассмотрения которого письмом должностного лица прокуратуры от 15 сентября 2021 г. административному истцу дан ответ.

С настоящим административным исковым заявлением Ермошин Р.В. обратился в суд 13 января 2022 г.

Учитывая, что после получения оспариваемого ответа от 11 мая 2021 г. исх. №, административный истец не бездействовал, принимал меры по его оспариванию в порядке подчинённости вышестоящему должностному лицу, и в последующем в прокуратуру Республики Крым, судебная коллегия приходит к выводу об уважительности причин пропуска Ермошиным Р.В. процессуального срока на обращение в суд, и наличии оснований для его восстановления.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 Земельного кодекса Российский Федерации.

Так, в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российский Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Статьёй 13 названного Закона установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками: 1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством; 2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами.

В соответствии с пунктом 4.58 Постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 157 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым», Министерство заключает договоры безвозмездного пользования, мены, купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, по результатам проведения торгов и без проведения торгов.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 7 марта 2018 г. N 447 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, без проведения торгов» (далее – Административный регламент).

Государственная услуга предоставляется Минимуществом (подпункт 2.2.1 пункта 2.1 Административного регламента).

Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2.2. Административного регламента для предоставления государственной услуги Минимуществом осуществляется межведомственное взаимодействие с:

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым;

Министерством строительства и архитектуры Республики Крым;

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым;

Министерством культуры Республики Крым;

Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым;

администрацией соответствующего муниципального образования Республики Крым (по месту расположения земельного участка).

В силу пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

- заключение договора аренды земельного участка;

- предоставление мотивированного отказа в заключении договора аренды земельного участка в виде письма, а в случае рассмотрения заявлений о передаче земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, - в виде приказа об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.

Вопреки положениям подпункта 2.2.2 пункта 2.2. Административного регламента, при рассмотрении заявления Ермошина Р.В. от 10 апреля 2021 г. о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым соответствующие межведомственные запросы не направлялись, что свидетельствует о несоблюдении административным ответчиком порядка рассмотрения вышеуказанного заявления.

Приведённые обстоятельства также подтверждаются письмом Заместителя Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Заиченко А. от 8 июля 2021 г.

Содержащийся в материалах административного дела ответ уполномоченного лица администрации г. Евпатории Республики Крым, согласно которому испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах г. Евпатории Республики Крым, а также в соответствии с ранее установленными границами, датирован 13 мая 2021 г. (л.д.33)., т.е. уже после направления оспариваемого отказа от 11 мая 2021 г.

Согласно ответу администрации г. Евпатории Республики Крым от 29 июня 2021 г., вышеуказанный земельный участок в границы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым не входит.

Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления исключительно в связи с пропуском без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд, нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с протоколом № от 16 декабря 2021 г., победителем аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, сроком на 3 года признан ФИО10

Несмотря на результаты аукциона, судебная коллегия полагает, что государственная услуга должна быть оказана гражданину в соответствии с установленным на законодательном уровне порядком.

Восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет рассмотрение административным ответчиком заявления Ермошина Р.В. от 10 апреля 2021 г. в установленном Административным регламентом порядке.

При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Сакского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2022 г. полностью и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления (пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 4 февраля 2022 г. – отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ермошина Романа Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 мая 2021 г. в предоставлении Ермошину Роману Владимировичу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4000,00 кв.м., с кадастровым номером №, в аренду без проведения торгов.

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность рассмотреть заявление Ермошина Романа Владимировича от 10 апреля 2021 г. в отношении испрашиваемого земельного участка, и о результатах такого рассмотрения сообщить заявителю и суду первой инстанции.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи И.В. Кагитина

Е.Г. Павловский

<данные изъяты>
#7
23 мая 2022 16:44
Aganemnul

IP/Host: 91.213.125.---
Дата регистрации: 22.06.2018
Сообщений: 154
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
quote=zem_82] 1 могу ли я требовать расторжения договора аренды, заключенного с иным лицом, так как ранее мне отказали незаконно?[/quote] по этому вопросу есть 100% положительная для Вас судебная практика ВС РФ: требования заявите о расторжении заключённого дог аренды с иным лицом в отношении з.у. с кад.номером и заключения с Вами в соответствии подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российский Федерации
#8
23 мая 2022 17:10
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
можете дать ссылку на такую судебную практику?
#9
24 мая 2022 09:40
Aganemnul

IP/Host: 91.213.125.---
Дата регистрации: 22.06.2018
Сообщений: 154
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Я счас в командировке (в наличии только базовые версии правовых систем) поднимите тему 06.06.22, найдём, или пусть Ваш юрист забьёт в поисковик правовой системы что то типа «оспаривание договора аренды зем участка в связи с незаконными действиями (бездействием) органов власти по его предоставлению третьему лицу» (поиграйте словами в поисковике) точно помню было несколько разъяснений и решений судов.
#10
24 мая 2022 12:02
chugayster

IP/Host: 94.231.117.---
Дата регистрации: 11.05.2010
Сообщений: 16,406
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Можно ещё взыскать судебную неустойку за неисполнение уполномоченным органом решения суда.


«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

«Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)
#11
24 мая 2022 14:31
zem_82

IP/Host: 212.110.159.---
Дата регистрации: 23.05.2022
Сообщений: 7
Re: взыскание компенсации за незаконное решение госоргана
Сообщение от
Aganemnul
https://forum.garant.ru/?read,7,2460404,2460418#msg-2460418
Благодарю.
#12
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме.

Кликните для того, чтобы войти

Наверх