16 декабря 2016 10:53
IP/Host: 93.157.148.---
Дата регистрации: 15.12.2016
Сообщений: 11
Re: перенос линии электропередач со своего участка
Всем добрый день.
Год назад начал следить за темой так как столкнулся с аналогичной проблемой.
Была проведена большая работа в течении года, собраны документы от исполнительных органов и подан иск в суд, на что суд сказал, что я видел когда покупал, что линия была построена ранее чем я купил участок и встал на сторону ответчика.
Вот моя история прошу Вас посмотреть и дать совет, что делать дальше.
Я, -----, являюсь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, --- район, с. --, ул. --, уч. --, кадастровый номер № ----, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 08.12.2015 года и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «08» декабря 2015 года сделана запись регистрации № ---- (копию прилагаю). Согласно имеющемуся свидетельству существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
Согласно имеющимся у меня документам, в том числе и кадастровой выписки на земельный участок №----от 16 марта 2016 года, кадастрового паспорта на земельный участок №---- от 16 марта 2016 года, выписки из ЕГРП №--- от 18 марта 2016 года, на указанном земельном участке не зарегистрированы никакие ограничения и/или обременения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Тем не менее на участке проходит высоковольтная линия электропередач 10 (6) кВ (далее по тексту ВЛ 10 (6) кВ), которая делает невозможным использование земельного участка по назначению — ведение личного подсобного хозяйства. На сегодняшний день данная ВЛ 10 (6) кВ находится на территории моего земельного участка в 7 метрах от его границы, при том что ширина участка составляет 21,5 м, данная ВЛ 10 (6) обременяет его на 80%, что не дает мне возможности использовать участок по назначению, а также создает угрозу жизни и здоровья меня и моей семьи в случае возможной аварии.
В связи с тем, что данная ВЛ 10 (6) кВ не имеет информации на железобетонных опорах о собственнике, я предположил, что она является собственностью СНТ --- по следующим признакам:
- в филиале ПАО «МРСК Центра» - мне сообщили, что данная ВЛ 10 (6) кВ им не принадлежит;
- по адресу с.--- между улицами -- и -- данная ВЛ 10 (6) кВ имеет отпайку от ВЛ-10-6 принадлежащей филиалу ПАО «МРСК Центра» --идущей от ПС-- т.к. на железобетонных опорах ВЛ-10-6, принадлежащих филиалу ПАО «МРСК Центра» --, есть надпись с информацией кому принадлежит ВЛ и порядковый номер железобетонной опоры;
- далее данная ВЛ 10 (6) кВ без опознавательных надписей на железобетонных опорах с информацией кому она принадлежит направляется в сторону СНТ -- по улице -- с.--, вдоль а/м дороги -- – --;
- на территории СНТ - располагаются трансформаторные подстанции 10(6)/0,4 кВ (далее по тексту ТП 10(6)/0,4 кВ), которые присоединены к данной ВЛ 10 (6) кВ;
- электроснабжение энергопринимающих устройств напряжением 0,4 кВ находящихся на территории СНТ -- осуществляется именно от этих ТП 10(6)/0,4 кВ.
На основании сделанного вывода, мною был направлен запрос председателю СНТ - заказным письмом с описью док. № -- квитанция № -- от 22.04.2016 года с просьбой сообщить, является ли СНТ - собственником данной ВЛ 10 (6) кВ, а также предоставить копии правоустанавливающих документов на данный объект. Ответа на сегодняшний день не поступило.
Также мной были направлены соответствующие запросы в следующие государственные органы с целью выяснить собственника указанной ВЛ 10 (6) кВ и были получены следующие ответы (копии прилагаются):
1) Директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области заказным письмом с описью док. №-- квитанция №-- от 17.03.2016г., с просьбой предоставить информацию об инженерных коммуникациях, наличие/отсутствии охранных зон, актов ввода в эксплуатацию, документов на право собственности (линий электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, связи) на земельных участках находящихся у меня в собственности. На что был получен официальный письменный ответ письмо № от 15.04.2016г., где сказано, что границы с особыми условиями использования территории отображается в разделе КПТ.4 кадастрового плана территории, при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости. Мною был сделан запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области на кадастровую выписку о земельном участке кадастровый номер --. В выданной мне кадастровой выписки от 04 мая 2016 г. №-, какие либо ограничения или обременения на этот участок не зарегистрированы.
2) Первому заместителю директора филиала ПАО «МРСК Центра» - главному инженеру по официальной электронной почте филиала ПАО «МРСК Центра» -- --energo@mrsk-1.ru от 21.03.2016г, с просьбой предоставить информацию о собственнике высоковольтной линии электропередач проходящей по земельному участку находящемуся у меня в собственности. На что мне сообщили, что данная высоковольтная линия филиалу ПАО «МРСК Центра» - --- не принадлежит.
3) Руководителю инспекции государственного строительного надзора Воронежской области по официальной электронной почте инспекции государственного строительного надзора Воронежской области stroinadzor@govvrn.ru от 11.05.2016г., с просьбой сообщить имеется ли на данный линейный объект разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 16.05.2016г., где сказано, что данный объект в инспекции государственного строительного надзора Воронежской области не зарегистрирован, государственный строительный надзор не осуществлялся. Рекомендуют обратиться в администрацию Новоусманского муниципального района.
4) Руководителю Верхне-Донского управления Ростехнадзора по официальной электронной почте stroinadzor@govvrn.ru от 11.05.2016г., с просьбой сообщить, кому принадлежит данная высоковольтная линия, имеется ли разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 06.06.2016г., где сказано, что информация о собственнике воздушной линии 10кВ, в Управлении отсутствует.
5) Руководителю управления архитектуры и градостроительства Воронежской области по официальной электронной почте arhitekt@govvrn.ru от 13.05.2016г., с просьбой сообщить, кому принадлежит данная высоковольтная линия, имеется ли разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 01.06.2016г., где сказано, что Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на указанный объект не выдавало, иной информации по данному объекту не обладает. Рекомендуют обратиться в администрацию Новоусманского муниципального района и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области.
6) Главе Новоусманского муниципального района заказным письмом с описью док. №-- квитанция №--от 17.03.2016г. и Начальнику отдела по архитектуре и градостроительству администрации Новоусманского муниципального района по официальной электронной почте Новоусманского муниципального района nusm@govvrn.ru от 21.03.2016г. с просьбой предоставить информацию об инженерных коммуникациях, наличие/отсутствии охранных зон, актов ввода в эксплуатацию, документов на право собственности (линий электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, связи) на земельных участках находящихся у меня в собственности. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 13.04.16г., где сказано, что данная информация в администрации Новоусманского муниципального района отсутствует.
7) Главе Новоусманского муниципального района по официальной электронной почте nusm@govvrn.ru от 13.05.2016г., с просьбой сообщить, кому принадлежит данная высоковольтная линия, имеется ли разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 17.06.2016г., где сказано, что разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию администрация Новоусманского муниципального района не выдавала.
8) Прокурору Новоусманского района, с просьбой найти собственника данной ВЛ 10 (6) кВ и провести проверку по факту самовольной застройки. На что был получен официальный ответ письмо №-- от 16.08.2016г., где сказано, что по информации администрации Новоусманского муниципального района и ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» отпайка 10 кВ от ВЛ 10-6 находится на балансе СНТ --.
Только из писем Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № -- от 17.06.2016 года и Прокуратуры Новоусманского района № -- от 16.08.2016 года, со ссылкой на Администрацию Новоусманского муниципального района и ПАО «МРСК Центра» - «--», следует, что ВЛ ПС110кВ принадлежит филиалу ПАО «МРСК Центра» - «--», а отпайка 10 кВ от ВЛ 10-6 находится на балансе СНТ. Строительство велось в 70-х годах. Тем не менее, ни один государственный орган не представил каких-либо документальных доказательств того, что данная отпайка была построена и введена в эксплуатацию в соответствии с действующим на дату строительства законодательством, а в настоящее время право собственности и эксплуатации собственником приведено в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из вышеизложенного, считаю что данная ВЛ 10 (6) кВ попадает под определение «самовольная постройка» согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 указанного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.
Применяя статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Из приведенных правовых норм и разъяснений Пленума следует, что отнесение того или иного объекта к недвижимому или движимому имуществу обусловливает и способ защиты права, которое может быть нарушено возведением такого объекта.
Исходя из разъяснений Пленума (пункт 9) следует, что самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского Кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
По смыслу приведенной правовой нормы под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самостоятельной постройкой.
Так как данная ВЛ 10 (6) кВ является линейным объектом, то есть специфическим объектом недвижимого имущества, являющимся сложной и неделимой недвижимой вещью, данный объект должен соответствовать следующим нормам законодательства:
1) согласно статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость;
2) согласно Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» должна иметь границы охранной зоны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей федеральный государственный энергетический надзор, после чего федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости вносит сведения о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
3) согласно статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании выданного разрешения на строительство органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
4) согласно статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 указанного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
5) согласно статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию необходимо получить разрешение, которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Как указывалось выше, на данную ВЛ 10 (6) кВ не имеется ни одного разрешительного документа. Отсутствие таких документов в принципе не может означать, что ВЛ 10 (6) кВ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, скорее все выше сказанное говорит о том, что собственник возвел самостоятельный объект недвижимости самовольно, нарушая действующее законодательство, как при строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации. Тот факт, что ВЛ 10 (6) кВ является самостоятельным объектом недвижимости, подтверждается и письмом Прокуратуры Новоусманского района №--от 16.08.2016 года, где говорится, что ВЛ ПС110кВ принадлежит филиалу ПАО «МРСК Центра» - «--», а отпайка 10 кВ от ВЛ 10-6 находится на балансе СНТ.
Отпайка ВЛ – часть линии электропередачи, выполненная в виде ответвления от основной ЛЭП, передающая мощности на тупиковую подстанцию (КТП, МТП). Отпайку применяют, например, для сокращения длины строящейся ВЛ. В этом случае ВЛ присоединяют не к трансформаторной подстанции, а непосредственно к магистральной линии. Конструкция отпайки зависит от расположения проводов на опорах магистральной линии и ее напряжения. Отпайки выполняются на опоре. Отпайку выполняют, как - правило, через разъединитель. Для этого рядом с отпаечной опорой на строящейся ВЛ устанавливают дополнительную опору, на которой крепят разъединитель. Провода от магистральной линии подводят к разъединителю и через него отводят на новую ВЛ. Разъединитель позволяет отключить часть потребителей, не прерывая энергоснабжения других, питающихся от этой линии.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного суда РФ/Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения, суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В связи с чем следует учитывать и тот факт, что согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Согласно Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 года №486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением одного кадастрового номера.
Порядок установления охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. Такой порядок определен в постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», которым утверждены соответствующие Правила установления охранных зон.
Однако следует учесть, что положения указанного Постановления не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу данного Постановления.
Статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земельные участки, включенные в состав охранных зон, у собственников не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования.
Согласно статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом РФ и другими федеральными законами. Установление охранной зоны влечет введение ограничений прав на землю, которые устанавливаются органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Вводимые ограничения статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается обязанность лица, в пользу которого установлена охранная зона или иная охранная зона, возместить собственникам, владельцам, пользователям земельных участков соответствующие убытки.
Обеспечение обустройства зоны нуждается в соглашении между как публичным, так и частным собственником (владельцем) участка и владельцем линии ЛЭП.
В свою очередь, правообладатель земельного участка должен и имеет право не только знать, что на его земле установлена охранная зона, но и четко представлять ее площадь и режим.
Как следует из правоустанавливающих документов на земельный участок никаких ограничений (обременений) не имеется, на земельном участке не зарегистрировано особой охранной зоны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 131, 132 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
1. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Садоводческое некоммерческое товарищество устранить препятствия в пользовании земельным участком, принадлежащим на праве собственности Истцу с кадастровым номером --, расположенным по адресу: Воронежская область, -- за свой счет демонтировать опоры отпайки 10 кВ от ВЛ.
2. Взыскать в пользу Истца государственную пошлину.
3. Взыскать в пользу Истца судебные расходы на представителя в сумме --