4 декабря 2009 17:48
IP/Host: 77.73.232.---
Дата регистрации: 10.09.2008
Сообщений: 21 883
Re: Налог на имущества на ребенка 10 лет
ПО САБЖУ:
Законное представительство в налоговых отношениях
Как предусмотрено ст.9 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются в том числе и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов. В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (конкретные налогоплательщики и плательщики сборов определяются законодательными актами о каждом налоге (сборе). В данном случае речь может идти о гражданах Российской Федерации, фактически находящихся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (в соответствии со ст.11 Кодекса такие граждане рассматриваются как налоговые резиденты). Поскольку налоговым законодательством не определено, с какого возраста физическое лицо может самостоятельно выполнять налоговые обязанности и пользоваться налоговыми правами, гражданина можно рассматривать потенциальным налогоплательщиком с момента его рождения. Однако в силу различных обстоятельств ряд лиц не могут самостоятельно выполнять указанные и иные обязанности (использовать права). Так, в соответствии со ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (18-летнего возраста). Кроме того, глава 3 ГК РФ предусматривает возможность ограниченной дееспособности физических лиц: малолетних, не достигших 14 лет; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии со ст.30 ГК РФ гражданин, злоупотребляющий спиртными или наркотическими средствами, может быть ограничен в дееспособности в судебном порядке, а лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, могут быть признаны судом недееспособными. В указанных случаях для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан устанавливаются опека и попечительство. Другими словами, предусмотрен институт представительства, когда опекуны, попечители и родители представляют интересы недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в гражданских правоотношениях.
Аналогичный институт представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, был введен и главой 4 НК РФ. Как предусмотрено ст.26 НК РФ, налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Поскольку в данном случае речь идет об определенной категории налогоплательщиков, представлять их интересы в налоговых правоотношениях могут только законные представители, которыми в соответствии со ст.27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве законных представителей (т.е. являются таковыми в силу закона и действуют без доверенности) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а именно: для несовершеннолетних - родители, усыновители или опекуны (ст.28 НК РФ), для недееспособных - опекуны или попечители (ст. 29 и 30 ГК РФ).
В связи с этим законным представителям, выступающим от имени своих подопечных, следует иметь в виду следующее. К основным видам налогов, которые могут уплачиваться указанной выше категорией налогоплательщиков, относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, а также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Налог на доходы физических лиц
Порядок уплаты и исчисления налога на доходы физических лиц (ранее этот налог назывался подоходным налогом с физических лиц) регулируется главой 23 НК РФ, в соответствии с которой объектом налогообложения являются все доходы гражданина, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст.210 НК РФ). В частности, налогоплательщики, о которых в данном случае идет речь (т.е. несовершеннолетние или недееспособные), могут иметь доходы в виде сумм пособий, алиментов, сумм, получаемых от сдачи в аренду принадлежащего им имущества (например, квартиры, дачи или др.), доходов в виде процентов по вкладам.
Однако не все получаемые ими доходы будут учитываться при налогообложении. Статьей 217 НК РФ определены доходы, которые не учитываются (освобождаются) при определении объекта налогообложения. К ним, в частности, относятся: государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством; государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством (например, пенсии по случаю потери кормильца); возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; получаемые алименты; стипендии учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
При формировании налоговой базы применяются и предусмотренные законодательством налоговые вычеты: стандартные, социальные и имущественные. Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов определяется ст.218 НК РФ. При этом следует обратить внимание, что указанный вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется не только родителям, но и опекунам и попечителям, на обеспечении которых находится ребенок. Кроме того, опекунам и попечителям налоговый вычет производится в двойном размере (п.п.4 п.1 ст.218 НК РФ). Указанный вычет предоставляется на основании письменных заявлений (с приложением соответствующих документов, подтверждающих право на вычет) родителей, опекунов или попечителей, подаваемых либо по месту работы указанных лиц, либо в соответствующий налоговый орган. Если в течение налогового периода указанные вычеты по каким-либо причинам не предоставлялись или предоставлялись в меньшем размере, по окончании налогового периода налоговым органом производится их перерасчет на основании заявления, прилагаемого к налоговой декларации.
В качестве социальных налоговых вычетов рассматриваются вычеты в сумме доходов, направляемых налогоплательщиком на образование, лечение, оздоровление. Перечень таких вычетов и их размеры определены ст.219 НК РФ. Они предоставляются налоговым органом на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются в том случае, если в течение налогового периода налогоплательщик (или от его имени законный представитель) осуществлял операции с жильем (приобретал, продавал жилье, направлял средства на его строительство) или иным имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Порядок предоставления имущественных вычетов определен ст.220 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц
Порядок исчисления и уплаты этого налога регламентируется Законом Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (до введения соответствующей главы в НК РФ). Объект обложения в данном случае - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также отдельные виды транспортных средств (самолеты, вертолеты, моторные лодки и др.). Указанное имущество может находиться как в единоличной собственности гражданина, так и в общей долевой или общей совместной собственности с другими лицами. В связи с этим законные представители уплачивают указанный налог либо полностью, либо в той части, собственником которой являются лица, чьи интересы они представляют.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" объектом налогообложения являются, в частности, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, паенакопления в кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Ставки налога, установленные ст.3 этого Закона, зависят от того, каким образом переходит имущество (по дарению или в наследство), а также от степени родства с тем, от кого переходит имущество.
Специальных льгот для несовершеннолетних и недееспособных Законом не предусмотрено, однако следует иметь в виду, что от налогообложения освобождается следующее имущество: жилые дома (квартиры) и паенакопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения; имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца (т.е. имеющим право на получению пенсии по случаю потери кормильца).
По указанным видам налогов, а также в иных случаях, когда возникают обязанности налогоплательщиков, законные представители несовершеннолетних или недееспособных должны выполнить обязанности по уплате налогов в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством. В том случае, если у законного представителя нет достаточных денежных средств на уплату налога, он вправе обратиться в соответствующий орган (глава 9 НК РФ) с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора).
Следует обратить также внимание на то, что в соответствии со ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Аналогичной нормы относительно действий (бездействия) законных представителей физических лиц в НК РФ не содержится, но при неисполнении ими налоговых обязанностей за своих подопечных налоговые органы направляют налогоплательщикам (а не законным представителям) требования об уплате соответствующего налога.
Некоторая неясность имеется и в вопросе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушения. Так, ст.107 НК РФ предусмотрено, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Однако, как уже говорилось, интересы лиц указанного возраста в налоговых отношениях представляются законными представителями, поэтому неясно, кто же должен привлекаться к ответственности - сам налогоплательщик (несовершеннолетний или недееспособный гражданин) или его законный представитель.
Кроме того, следует иметь в виду, что все сказанное не относится к случаям, когда речь идет об эмансипации, т.е. когда в соответствии со ст.27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. И в этом случае родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего.
Ресурс: Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета", N 30, июль 2001 г.