30 марта 2009 15:50
IP/Host: 80.252.128.--- Дата регистрации: 04.05.2008 Сообщений: 1 223
Энергоснабжение
Коллеги! подскажите, пожалуйста, каким НПА регламентируется подключение к сетям электроснабжения, в частности, порядок оформления акта разграничения, термины - точка подключения, узел учета.
30 марта 2009 16:08
IP/Host: 80.252.128.--- Дата регистрации: 04.05.2008 Сообщений: 1 223
Re: Энергоснабжение
энергетическое законодательство - слишком объемная штука)) ЭС организация осуществило подключение и по акту разграничения передало организации кабель, идущий от подстанции к зданию, а это 8 опор. Теперь требуют денег за обслуживание кабеля на их опорах. Встал вопрос, какого черта наш счетчик стоит не в здании, а в их подстанции, и почему мы должны платить лишние деньги.
30 марта 2009 18:57
IP/Host: 217.118.91.--- Дата регистрации: 04.05.2008 Сообщений: 33 087
Re: Энергоснабжение
Технологическое присоединение энергоустановок потребителей
к электрическим сетям - быть или не быть?

В настоящее время вопрос подключения потребителей к сетям электросетевой организации регулируется в первую очередь Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в частности, его ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 26. Статья 26 данного закона предусматривает следующее: "Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается" (выделено мной. - И.К.).
Эти требования - наличие технической возможности и выполнение правил технологического присоединения - закреплены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям". Из четырех приведенных в названном постановлении в рамках настоящей работы будут рассматриваться Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
В пункте 15 Правил технологического присоединения установлено, что критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) нахождение энергопринимающего устройства, в отношении которого подана заявка на технологическое присоединение, в пределах территориальных границ обслуживания соответствующей сетевой организации;
б) отсутствие ограничений на присоединенную мощность в сетевом узле, к которому надлежит произвести технологическое присоединение.
В случае несоблюдения любого из указанных критериев техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно данным ОАО "Мосэнерго" (такие данные, в частности, до реформирования компании предоставлялись в Московское УФАС России в рамках рассмотрения ряда дел о нарушении антимонопольного законодательства), техническая возможность технологического присоединения порой отсутствует по следующим причинам:
а) могут отсутствовать свободные ячейки (кабельные места) для подключения новых потребителей при наличии свободной сетевой мощности;
б) при наличии свободных кабельных мест может отсутствовать свободная сетевая мощность;
в) отсутствие кабельных коллекторов в ряде питающих центров;
г) полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных потребителей и мощности вновь присоединяемого потребителя может привести к загрузке энергетического оборудования сетевой организации с превышением допустимых значений;
д) наличие тупиковых и отпаечных подстанций, что не соответствует требованиям надежности электроснабжения.
А.В. Белкина рассматривает возможные варианты развития событий:
а) у сетевой организации есть техническая возможность технологического присоединения к своим электрическим сетям, потребителю необходимо лишь выполнить ряд технических мероприятий для подключения к электросетям сетевой организации, возможно, даже проложить линию электропередачи, если он значительно удален от места присоединения к сетям сетевой организации;
б) у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения к своим электрическим сетям, соответственно она должна отказать потребителю в осуществлении технологического присоединения. Сетевая организация может решить вопрос последующего присоединения такого потребителя посредством включения соответствующих технических мероприятий в инвестиционный проект сетевой организации. Впоследствии такой проект будет оцениваться согласно правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 19 января 2004 г. N 19 "Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике", что сопряжено с существенными временными затратами*(1).
Однако ситуация не столь проста, как представляется на первый взгляд.
Во-первых, согласно Правилам технологического присоединения (п. 3, 6) технологическое присоединение осуществляется по заявке потребителя на основании договора при наличии технической возможности присоединения новой мощности или получения дополнительной мощности.
Во-вторых, Правила технологического присоединения не распространяются на случаи изменения схемы внешнего электроснабжения потребителя (например, перевод уже существующей нагрузки потребителя с питания от сетей другого потребителя на питание непосредственно от сетей электросетевой организации или перевод существующей нагрузки с питания от шин сети 6 кВ на шины сети 10 кВ), что создает правовой пробел в регулировании данных правоотношений.
В-третьих, для понимания сути проблемы технологического присоединения новых или дополнительных мощностей потребителей необходимо уточнить применяемые термины, особенно имеющие отношение к критериям наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Основной критерий наличия технической возможности технологического присоединения энергоустановок потребителя в п. 15 Правил технологического присоединения определен следующим образом: "Отсутствие ограничений на присоединенную мощность в сетевом узле, к которому надлежит произвести технологическое присоединение" (выделено мной. - И.К.). Однако Правила технологического присоединения не поясняют, что следует понимать под присоединенной мощностью и сетевым узлом, а это, в свою очередь, может привести к злоупотреблениям со стороны сетевой организации.
Анализ действующего законодательства показал, что под присоединенной мощностью подразумевается сумма номинальных (т.е. указанных производителем электротехнических устройств) мощностей трансформаторов и приемников электрической энергии потребителя, непосредственно подключенных к электрической сети*(2); термином "трансформатор" обозначают устройство, с помощью которого происходит преобразование электроэнергии одного напряжения в электроэнергию другого напряжения, а под приемником электроэнергии следует понимать устройство, в котором происходит преобразование электрической энергии в другой вид энергии для ее использования*(3).
Согласно Правилам пользования электрической и тепловой энергией*(4) присоединенная мощность потребителя - это "суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за присоединенную мощность потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии" (выделено мной. - И.К.).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы, во-первых, п. 16 Правил технологического присоединения, согласно которому "ограничения на присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных потребителей и мощности вновь присоединяемого потребителя может привести к загрузке энергетического оборудования сетевой организации с превышением допустимых значений" (выделено мной. - И.К.), и, во-вторых, п. 12 Правил недискриминационного доступа, согласно которому сетевая организация в рамках договора об оказании услуг по передаче электроэнергии принимает на себя обязательства по передаче электроэнергии в рамках заявленной величины максимально потребляемой мощности, можно прийти к выводу о том, что, в первую очередь, в п. 15 Правил технологического присоединения речь идет об отсутствии ограничений на разрешенную к использованию мощность (т.е. максимально допустимую потребляемую, согласно договору энергоснабжения, мощность).
Что касается понятия "сетевой узел", то оно в действующем законодательстве не раскрыто. Как представляется, сетевыми узлами следует считать крупные центры питания, из которых энергия передается на менее крупные подстанции и (или) непосредственно крупным потребителям. В то же время данный термин может иметь и более узкое значение и пониматься как трансформаторная подстанция (распределительная, комплектная и др.). В последнем случае у сетевой организации становится больше возможностей для отказа потребителям в осуществлении технологического присоединения.
На наш взгляд, по смыслу Правил технологического присоединения под сетевым узлом следует понимать исключительно крупные центры питания (определяющие питание целых районов) и отходящие от них линии электропередачи, поскольку менее крупные подстанции могут быть реконструированы силами сетевой организации и (или) присоединяющегося потребителя. В то же время в случае присоединения энергоустановок "мелких потребителей" (физического лица или небольшого юридического лица) ограничения на присоединение мощности в небольшой трансформаторной подстанции (или питающих ее линий электропередачи) могут быть для них непреодолимы, им будет заявлено об отсутствии технической возможности для технологического присоединения. Хотя, на наш взгляд, устранение таких сетевых ограничений должно быть исключительной заботой сетевой организации, которая за счет амортизационных отчислений и иных составляющих тарифа за услуги по передаче электроэнергии должна модернизировать принадлежащее ей оборудование и развивать принадлежащие ей электрические сети.
Полагаем, что рассмотренный круг вопросов в должной мере не урегулирован законодателем, поскольку пробелы в толковании применяемых терминов приводят к непониманию ситуации потребителями и злоупотреблениям со стороны сетевых организаций, порой немотивированно отказывающих потребителям в технологическом присоединении по мотиву отсутствия технической возможности. Необходима более детальная проработка и законодательная регламентация указанных вопросов.

И.С. Кишкина

"Законодательство", N 6, июнь 2006 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Белкина А.В. Правовые проблемы присоединения к сетям энергоснабжающей организации // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2004. N 4.
*(2) ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения". Введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 г. N 1019.
*(3) Правила эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены Минтопэнерго РФ 31 марта 1992 г.
*(4) Утверждены приказом Минэнерго СССР от 6 декабря 1981 г. N 310. Утратили силу с 10 января 2001 г. Тем не менее, в части, не противоречащей действующему законодательству и не урегулированной последним, считаем возможным применение положений данного документа.


ɐwʎ ɔ vǝmоɔ dиw
30 марта 2009 19:01
IP/Host: 217.118.91.--- Дата регистрации: 04.05.2008 Сообщений: 33 087
Re: Энергоснабжение
Правила
технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861)
(в редакции постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 168)

25. В технических условиях должны быть указаны:
а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);


ɐwʎ ɔ vǝmоɔ dиw
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти