Re: Всякое...
Листая записи Н.И. Миклухо-Маклая, всякий раз убеждаешься, что человек культурный всякий свой поступок может обратить на пользу. Человек обыкновенный иногда находится в недоумении от содеянного им вчера. Человек культурный - никогда. Есть у него на всякий свой поступок достойное объяснение. Культура для этого и существует: всякую хрень, сотворенную накануне, истолковать в выгодном ключе. Культурный человек не кается, а обвиняет, не извиняется, а требует, чтобы просили прощения у него.
Мой любимый Миклухо-Маклай был человеком большой культуры.
Он выпивал. Говоря по совести, я бы на берегу Маклая тоже выпивал. Я бы начал выпивать ещё в Москве. Иначе, как бы я оказался на берегу Маклая?
Но я - человек сомнительный. Мне было бы совестно бухать на околице деревни с папуасами. Я бы запирался. Керосинил бы тайком. Задергивал бы шторы из пальмовых листьев. Утром смотрел бы на всех волком.
Но не таков был Н.И. М.-М. Нет!
Факт своего побухивания этнограф использовал для пользы науки и развития папуасского общества.
Для начала Миклухо-Маклай стал жечь на глазах у местных спирт. В блюдечке. Папуасы поняли, что белый может жечь воду и что он очень интересный. И что такому интересному человеку можно разрешать забирать папуасские черепа. Миклухо-Маклай стал забирать черепа папуасов к себе. Сетовал в дневниковых записях, что как-то очень много черепов пришлось натаскать к себе.
Чтобы было понятно гуманитариям: вообразите, что рядом с вами поселился зелёный человек, который для начала пожег тепловым лучом часть микрорайона, а теперь собирает человеческие черепа. Ну фильм-то видели, наверное с А. Шварцнегерром.
Выпивающий Миклухо-Маклай сжег не весь свой спирт. И часть бутылок, после опустошения, бил о камень. А осколки разбрасывал вокруг хижины. Я пожил в России, я знаю зачем. Чтобы босенькие людоеды ночью не подкрались. Да и просто это красиво - бутылку об угол хижины. Типа, ннаааа! Кто тут на действительного члена русского географического общества?!
Но, как мы понимаем, Н.И. М.-М. был человеком культурным. В оправдании своих поступков не нуждался. И сделал запись в научном дневнике: папуасы, ранее использовавшие для бритья бамбуковые ножи и куски кремня, "стали тщательно подбирать осколки бутылок, которые я выбрасываю из окна". Далее запись: "местная мода изменилась".
Или вот, например, однажды Н.Н. Миклухо-Маклай понял, что убитой и принесенной ему свиньи на всех собравшихся не хватит. А одному свинью ему съесть не разрешат. Я бы впал от такого в ступор. Начал бы злобно раздавать гостям консервы. С ненавистью вынес бы им каши. Но этнография учит! Похрустывая под ногами осколками бутылок, Н.Н. М.-М. шустро сбегал за музыкальными инструментами, которые хранились у него в хижине вперемешку с черепами. И раздал инструменты тем, кто свинину есть не должен. Глаз-то у Миклухо-Маклая был на это дело наметанный. Пока одни ели свинину, другие играли на музыкальных инструментах и пели. Казалось бы, эпизод! Случай на корпоративе! Но папуасы оценили. С той поры музыка по черным деревням зазвучала в несколько раз чаще. Те, кто не едят свинину, обязаны быть музыкальными, творчески одаренными. Не надо выбиваться из мирового тренда, родные, - как бы намекнул исследователь аборигенам.
"BALINFUNDINUL UZBAD KHAZADDUMU"