Вы действительно хотите пожаловаться на это сообщение?

Вы можете объяснить модераторам, почему Вы пожаловались на данное сообщение. Это поможет им быстрее разобраться в сложившейся ситуации

Re: оплата за воду. вопросик!

Автор: LICT

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 5-Г09-121

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.Т.Н. об оспаривании пункта 4.2 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" по кассационной жалобе К.Т.Н. на решение Московского городского суда от 9 октября 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя Правительства Москвы Р.И.А. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В.Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
К.Т.Н. обратилась в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 4.2 вышеуказанной Методики, содержащейся в приложении 2 к Постановлению Правительства Москвы, ссылаясь на то, что начисленный в соответствии с Постановлением Правительства Москвы объем израсходованного водоснабжения превышает нормативный в 2-3 раза, так как согласно оспариваемому Постановлению жильцам, проживающим в домах, оборудованных внутридомовыми приборами учета, и не имеющим квартирных приборов учета, начисления за водоснабжение и водоотведение рассчитывается исходя из распределенной пропорционально количеству жильцов, проживающих в квартирах, не оборудованных счетчиками, разницы объемов общего потребления по показаниям общедомовых приборов и суммарных объемов потребления воды в квартирах - по показаниям установленных в них индивидуальных приборов учета. Жильцам же, проживающим в домах, оборудованных внутридомовыми приборами учета, и имеющим квартирные приборы учета, объемы потребления холодной и горячей воды определятся по показаниям соответствующих приборов. По мнению заявителя, оспариваемый пункт 4.2 раздела 4 Методики Постановления Правительства Москвы противоречит пунктам 19, 22, 23 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и приложению N 2 к данному постановлению; пункт 4.2.1 раздела 4 Методики Постановления Правительства Москвы противоречит подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"; пункты 4.2.2 и 4.2.2.1 противоречат подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Решением Московского городского суда от 9 октября 2009 года постановлено: в удовлетворении заявления К.Т.Н. об оспаривании пункта 4.2 Приложения N 2 Постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" отказать.
К.Т.Н. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Методика распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды утверждена Постановлением Правительством Москвы 10 февраля 2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" (приложение 2).
В пунктах 4.2-4.2.2.2 Методики приводится способ расчета жильцов с производителем услуг:
в квартирах, оснащенных приборами учета холодной и горячей воды, объемы потребления холодной и горячей воды определяются по показаниям соответствующих приборов. Объем водоотведения принимается равным объему потребления холодной и горячей воды (пункт 4.2.1) в квартирах, не оснащенных приборами учета холодной и горячей воды, объемы потребления холодной, горячей воды и водоотведения определяются расчетным путем с учетом показаний всех установленных в доме приборов учета воды (пункт 4.2.2).
Пунктом 4.2.2.1 Методики установлен порядок определения размеров ежемесячных платежей и объемы потребления холодной, горячей воды и водоотведения.
Согласно пункту 4.2.2.2 Методики в конце квартала всем жильцам, не имеющим квартирных приборов учета воды, делается перерасчет за потребление холодной и горячей воды и услуги водоотведения с учетом представленных некоторыми жильцами соответствующих документов об их отсутствии за расчетный период. Данным пунктом также установлен порядок определения размера дополнительных платежей, подлежащих оплате жильцами каждой квартиры.
В силу ст.ст. 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Анализ оспариваемых норм Методики свидетельствует о том, что порядок расчета с потребителями, не установившими индивидуальные приборы учета, производится: из объема потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, вычитаются объемы водопотребления арендаторов нежилых помещений, расходы воды, учтенные индивидуальными приборами учета, а также объем воды, расходуемый на общедомовые нужды, а результат равными долями распределяется между потребителями, зарегистрированными в многоквартирном доме, не установившими индивидуальные приборы учета (п. 4.2 Методики).
При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда том, что принятие оспариваемого акта входило в компетенцию Правительства Москвы, а определенный оспариваемой Методикой расчет размера платы за коммунальные услуги (водопотребление), потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, предусматривающий обязанность использовать показания этих приборов, подлежит применению, поскольку соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норма материального права.
Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно урегулирован Жилищным кодексом РФ.
Так, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы о том, что Методика расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденная оспариваемым постановлением N 77-ПП, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Согласно Методике при расчете размера платы за коммунальные услуги (водопотребление), потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета необходимо руководствоваться нормами, предусматривающими при расчете платы за водопотребление обязанность использовать показания приборов учета, что соответствует ст. 157 ЖК РФ.
Применение иного порядка влечет оплату потребленных коммунальных услуг всеми потребителями, не учитывая показания приборов учета, чем нарушаются права граждан, а также правила, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ и ст. 541 ГК РФ, имеющие большую юридическую силу.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении, выводы которого, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 9 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.Т.Н.- без удовлетворения.