5 апреля 2018 14:10
IP/Host: 193.200.22.--- Дата регистрации: 15.04.2015 Сообщений: 47
локально-нормативные акты для ГУП
Добрый день!
подскажите, каков перечень локально-нормативных актов должен быть у работодателя, в частности для ГУПов? И какими законодательными актами они подтверждаются?




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2018-04-05 14:11 пользователем Ольга Константиновна.
5 апреля 2018 14:27
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: локально-нормативные акты для ГУП
локально-нормативных актов
они "локальные нормативные акты", без дефиса.

должен быть у работодателя, в частности для ГУПов?





И какими законодательными актами они подтверждаются?
а что, ЛНА надо подтверждать законодательными актами?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
5 апреля 2018 14:28
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: локально-нормативные акты для ГУП
Показать спойлер
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Вопросы правового регулирования (книга Крапивина О.М., Власова В.И.)

§ 3. О перечне локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, которые согласно ТК РФ принимает работодатель

В настоящем параграфе приводятся и комментируются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые в соответствии с ТК РФ должен или вправе принимать работодатель; указывается, в каких случаях он принимает эти акты с учетом мнения профсоюзного комитета.
1. Как следует из текста статьи 88 "Передача персональных данных работника" ТК РФ работодатель должен принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок передачи персональных данных работника в пределах одной организации. Учета мнения представительного органа работника при принятии указанного акта не требуется.
2. Согласно ч. 4 ст. 94 "Продолжительность ежедневной работы (смены)" ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что действие ч. 4 ст. 94 распространяется на указанных в нем работников, если они включены в перечни категорий этих работников, утверждаемых Правительством РФ. Если же они в такие перечни не включены, то продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается на общих основаниях.
В тех случаях, когда продолжительность ежедневной работы (смены) работников, включенных в указанные перечни, установлена в соответствии с локальным нормативным актом, учета мнения представительного органа работников при принятии такого локального нормативного акта не требуется.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 96 "Работа в ночное время" ТК РФ продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Следует полагать, что в сложившейся ситуации, при которой допускается выбор варианта порядка утверждения указанного списка, выбор работодателя будет однозначным. Он попытается утвердить список посредством принятия локального нормативного акта, поскольку в абз. 4 ст. 96 не сказано, что этот список должен быть принят с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профком. Свободный в своих действиях работодатель может составить и утвердить этот список, исходя исключительно из своих соображений.
В интересах же работников целесообразно, чтобы список определялся коллективным договором. При его разработке профком может выдвинуть свои предложения по составу включаемых в него работников, по виду и размерам компенсации, которые они получат за увеличение продолжительности рабочего времени.
4. Согласно ч. 6 ст. 96 "Работа в ночное время" порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В том случае, если указанный выше порядок определяется локальным нормативным актом, учета мнения представительного органа работников при его принятии не требуется.
Что же касается работников, то им выгодно, чтобы порядок их работы в ночное время - ее продолжительность, механизм учета рабочего времени, компенсации за ночную работу, иные условия труда и отдыха регулировались коллективным договором, но не локальным нормативным актом или соглашениями сторон при заключении трудовых договоров. Если же при заключении новых трудовых договоров кому-то будет установлен более благоприятный порядок работы в ночное время, чем тот, который определен коллективным договором, то это не приносит вреда основной массе работников.
5. Текстом абзаца 3 ст. 103 "Сменная работа" предусмотрено, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Казалось бы, все ясно. Работодатель принимает локальный нормативный акт-график (графики) сменности с учетом мнения представительного органа работников.
Однако последнее предложение абз. 3 ст. 103, - графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору, - открывает перед профкомом возможность перевести отношения с работодателем по этому вопросу в русло коллективных переговоров при разработке коллективного договора. Перевести в ту сферу, в которой профком выступает равноправной стороной, а не просто высказывает свое мнение, которое может быть не услышано работодателем. К тому же работодатель обязан учитывать мнение не всякого профсоюзного комитета, а только такого, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации (ст. 372 ТК РФ).
Вместе с тем следует иметь в виду, что словосочетание "как правило" на деле означает, что графики сменности могут не быть приложением к коллективному договору. Отсюда задача-минимум профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали приложением к коллективному договору, имея в виду, что тогда графики будут составляться в договорном порядке. Со своей стороны работодатель может отказаться включить графики в коллективный договор в качестве приложения или предложить, чтобы графики стали таким приложением после их утверждения "с учетом мнения", что вытекает, хотя и с известными оговорками, из текста абз. 3 ст. 103.
6. В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В связи с изложенным возникает вопрос, - о каком локальном нормативном акте идет речь в статье 105? Дело в том, что согласно ст. 189 ТК РФ "Дисциплина труда и трудовой распорядок организации" режим работы и время отдыха регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка. Отсюда следует, что порядок разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен, если в этом есть необходимость, правилами внутреннего трудового распорядка организации. Профком, со своей стороны, заинтересован в этом, поскольку перед ним открывается возможность при принятии порядка разделения рабочего дня на части избежать его утверждения работодателем, который может и не учесть мнение профкома.
Такая возможность открывается потому, что согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору. А раз так, профкому целесообразно настоять на том, чтобы упомянутые правила стали составной частью коллективного договора с тем, чтобы ввести их утверждение в рамки переговорного процесса.
7. Абзацем 2 ст. 116 "Ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска" предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Работодатель может по своему мнению принять или не принять такой локальный акт. Со своей стороны, профком может перенести рассмотрение вопроса об установлении дополнительных отпусков в область колдоговорной практики, ссылаясь при этом на положения ст. 41 "Содержание и структура коллективного договора" ТК РФ. Согласно ст. 41 содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя, в том числе и по вопросам рабочего времени, и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков.
Отметим, что профком вправе вносить предложения об установлении для работников именно дополнительных отпусков, но не об установлении им основного оплачиваемого отпуска продолжительностью более 28 календарных дней. Дело в том, что согласно ст. 115 "Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска" ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) устанавливается работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
8. В соответствии со ст. 123 "Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков" ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников данного работодателя.
9. Статьей 124 "Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска" ТК РФ предусмотрено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
- временной нетрудоспособности работника;
- исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
- в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
В связи с изложенным отметим, что приказ (распоряжение) работодателя о продлении или перенесении срока отпуска данного работника локальным нормативным актом не является. Поэтому учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в данных случаях не требуется. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что из текста ст. 124 ТК РФ следует, что в тех случаях, когда правовые основания продления очередного отпуска не определены ни ТК РФ, ни иными законами, они могут быть установлены локальными нормативными актами. При разработке акта целесообразно иметь в виду, что предоставляя работодателю право принять локальный нормативный акт, расширяющий количество случаев, при которых отпуск должен быть продлен, ст. 124 обязывает перечислить его эти случаи.
10. Согласно ст. 135 "Установление заработной платы" системы оплаты ставок, окладов должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
11. В соответствии с ч. 4 ст. 153 "Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни" оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.
В ч. 4 ст. 153 приведены три возможных варианта установления оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. В указанных целях возможно использование, во-первых, трудового договора.
Во-вторых. Оплата труда определяется на основании коллективного договора.
В-третьих. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни указанных в ст. 153 работников определяется локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем. В этом случае следует иметь в виду, что согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, устанавливается работодателем, в том числе путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
12. Согласно ст. 154 "Оплата труда в ночное время" каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
13. В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Таким образом, применение систем нормирования труда - обязательно. Системы нормирования труда определяются работодателем локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или устанавливаются коллективным договором.
14. Как следует из текста ст. 162 "Введение, замена и пересмотр норм труда" ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
15. Согласно ст. 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Как следует из текста ст. 168, локальный нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, принимается работодателем без учета мнения профкома, иного представительного органа работников.
В свою очередь ст. 168 предусмотрено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Указанные локальные нормативные акты принимаются работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
16. Статьей 189 "Дисциплина труда и трудовой распорядок" ТК РФ предусмотрено, что трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами:
- порядок приема и увольнения работников;
- основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;
- режим работы;
- время отдыха;
- применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
- иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Согласно ст. 190 "Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка" ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
При разработке Правил необходимо иметь в виду, что согласно ряду статей ТК РФ в них следует включить еще несколько положений.
1) Согласно ч. 2 ст. 22 "Основные права и обязанности работодателя" в Правилах могут быть определены сроки выплаты заработной платы.
2) В соответствии со ст. 104 "Суммированный учет рабочего времени" порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
3) Статьей 108 "Перерывы для отдыха и питания" предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
4) Как следует из текста ст. 109 "Специальные перерывы для обогревания и отдыха", на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
5) Согласно статье 111 "Выходные дни" общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
6) В соответствии со ст. 119 "Ежегодный дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем" работникам с ненормируемым рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
7) Как следует из текста абз. 5 ст. 136 "Порядок, место и сроки выплаты заработной платы", заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
17. Согласно ч. 3 ст. 196 "Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров" формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Как следует из приведенного текста, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются локальным нормативным актом.
18. В соответствии с ч. 2 ст. 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
19. Частью 2 ст. 212 предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.
Исходя из приведенного текста, можно полагать, что перечень таких нормативных актов, содержащих требования охраны труда, должен быть определен особым локальным нормативным актом организации.
20. Абзацем 1 ст. 301 "Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом" предусмотрено, что рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти