Проводится ли внеплановая специальная оценка условий труда, если изменилось название должности, но трудовая функция работника при переименовании должности, которую он замещает, не изменилась?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации необходимость в проведении внеплановой специальной оценки условий труда отсутствует.
Обоснование вывода:
Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ.
Такая оценка должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 этого Закона). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Из приведенных норм следует, что если в организации уже проводилась специальная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника, то ее проведение в течение следующего за этим пятилетнего срока может осуществляться либо по добровольному решению работодателя, либо в случаях, которые прямо названы в законе.
Перечень случаев, в которых должна проводиться внеплановая оценка условий труда на рабочем месте, содержится в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Анализ данной нормы показывает, что изменение наименования должности работника, на рабочем месте которого ранее проводилась специальная оценка условий труда, не является основанием для проведения внеплановой оценки.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ изменение наименования (фамилии, имени, отчества) работодателя, изменение наименования рабочего места сами по себе не являются основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, если это не влечет последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Полагаем, что данное положение может быть по аналогии применено и к ситуации, при которой изменяется наименование должности работника.
Таким образом, при приведении наименования должности работника в соответствие с условиями профессиональных стандартов проводить специальную оценку условий труда на его рабочем месте не нужно при условии, что к этому моменту не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. Аналогичной позиции в своих разъяснениях придерживается и Роструд (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3)*(1).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
8 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Следует отметить, что и до внесения соответствующих изменений в Закон N 426-ФЗ представители Роструда по данному вопросу высказывали аналогичное мнение (смотрите, например, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242).
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).