26 февраля 2018 21:46
IP/Host: 31.130.87.--- Дата регистрации: 26.02.2018 Сообщений: 4
Требования к квалификации сотрудников транспортного отдела
Добрый день!
Сегодня получили сообщение из вышестоящей организации о том, что наши механики не соответствуют занимаемой должности в связи с отсутствием необходимого образования (колледж). Пугает формулировка "Не имеет права работать в данной должности, Необходимо получить средне-специальное образование". Ссылаются на приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015.
Но ведь этот документ не предъявляет требования с профессии Механик. И профстандарта на эту профессию пока нет.
Как нам реагировать?
27 февраля 2018 08:34
IP/Host: 212.176.192.--- Дата регистрации: 26.02.2018 Сообщений: 4
Re: Требования к квалификации сотрудников транспортного отдела
Анна_Сергеевна, что Вы думаете по этому поводу?
27 февраля 2018 08:42
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Требования к квалификации сотрудников транспортного отдела
вы оказываете транспортные услуги третьим лицам? или же пользуетесь автотранспортом исключительно для собственных нужд?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
27 февраля 2018 08:51
IP/Host: 212.176.192.--- Дата регистрации: 26.02.2018 Сообщений: 4
Re: Требования к квалификации сотрудников транспортного отдела
Исключительно для собственных нужд.
27 февраля 2018 09:56
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Требования к квалификации сотрудников транспортного отдела
Учреждение приобрело автомобиль для периодических поездок. Механик будет также управлять автомобилем.
Необходимо ли проводить предрейсовые медицинские и технические осмотры? Какие требования установлены к квалификации работника, проводящего технический осмотр?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан проводить предрейсовые медицинские осмотры и проверку технического состояния транспортного средства перед выпуском на линию. Требования к квалификации должностного лица, ответственного за проверку технического состояния автомобиля, законом не установлены.

Обоснование вывода:

1. Предрейсовые медицинские осмотры

Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее - Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее - Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе "Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств" Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае механик должен будет проходить предрейсовый медицинский осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.

2. Предрейсовые технические осмотры

Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.
Законодательством не предусмотрены способы, которыми организация должна обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, в частности не определено, должна ли она делать это силами собственных работников или с привлечением специализированных организаций.
Из положений Трудового кодекса РФ (в частности из ст.ст. 15, 22, 72.2, 74) следует, что организация вправе самостоятельно определять свою организационно-штатную структуру, формировать структурные подразделения, а также при необходимости изменять эту структуру. Поэтому в целях контроля за надлежащим техническим состоянием транспортных средств юридическое лицо вправе заключать договоры на проведение ремонтных и иных технических работ со сторонними организациями.
При этом следует иметь в виду, что в любом случае за техническое состояние и эксплуатацию автотранспорта будет отвечать определенное должностное лицо организации - именно это лицо будет нести ответственность за несоблюдение требований к выпуску на линию транспортного средства (ст. 12.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смотрите также решение Омского областного суда от 22.07.2010 N 77-348/238/2010). На наш взгляд, если в организации такое лицо (например механик) не будет определено специальным локальным нормативным актом (приказом, положением и т.п.), ответственность будет нести руководитель организации.
Таким образом, организация обязана будет осуществлять проверку технического состояния автомобиля перед выпуском его на линию, в обязательном порядке назначив должностное лицо, ответственное за такую проверку.

3. Квалификационные требования к механику

Как мы сказали выше, лицо, ответственное за проверку технического состояния транспортного средства, назначается работодателем; при этом закон не устанавливает каких-либо обязательных требований к наименованию должности (профессии) такого лица и его квалификации. Также рекомендуем ознакомиться с ответом специалистов Роструда на портале "Онлайнинспекции.РФ" относительно квалификационных требований к механику (Вопрос: Работаю на предприятии, где должность механика занимает человек, не имеющий соответствующего технического образования и стажа (руководствуюсь Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37)). Законно ли это? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

13 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В соответствии с перечнем экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894, к указанным службам относятся: служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти