Позвольте, Анна Сергеевна, а кто по Вашему должен устанавливать подпадают сотрудники под приложения 1 и 2 или нет?Сообщение от
Анна_Сергеевна
если под приложения 1 и 2 к приказу 302н сотрудники подпадают - это незаконно.
Насколько мне известно, работодатель может по собственной инициативе и за свой счет провести медосмотр своих сотрудников, что он (работодатель) в данном случае и сделал, не дожидаясь результатов спецоценки (т.к. процесс затянулся). А по результатам медосотра выяснилось, что некоторые сотрудники не годны к работе даже с нормальными условиями труда. На тот момент результаты Спецоценки еще не были готовы и работодатель в соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ временно отстранил сотрудников от работы - он просто обязан был это сделать. Из норм ст. 76 ТК РФ следует, что отстранение от работы в данном случае зависит не от воли работодателя, а от наличия медицинских противопоказаний, установленных медицинским учреждением (Определение Московского городского суда от 02.03.2011 по делу № 33-5685, Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07. 2014 по делу № 33-15624/2014).Сообщение от
Анна_Сергеевна
если им действительно не обязательны медосмотры - конечно. более того, вам надо оплатить им вынужденный прогул.
Т.е. Вы хотите сказать, что работодатель берет приказ 302н, изучает его и сам определяет, отправлять своих сотрудников на медосмотр или нет?Сообщение от
Анна_Сергеевна
работодатель. поскольку ответственность за допуск к работе сотрудников, обязанных проходить медосмотры, но не прошедших их - на нём.
Ну Вы же согласились со мной, что работодатель может по собственной инициативе и за свой счет провести медосмотр своих сотрудников, а зачем тогда он будет его проводить, если ему не положено знать о результатах его проведения? Где логика таких медосмотров? В медицинских заключениях, которые нам выдали в поликлинике без проблем сразу на всех сотрудников, нет никакой информации о заболеваниях и т.п., там просто указано "годен" или "не годен" к работе.Сообщение от
Анна_Сергеевна
если медосмотр необязателен - работодатель не вправе получать информацию о состоянии здоровья сотрудников, пока они сами не захотят ее предоставить. соответственно, учитывая, что он незаконно получил информацию - он не вправе отстранять сотрудников от работы на основании этой информации.
Ну а если к приложению 2 ни одна из профессий работодателя не относится, то можно смело никого на медкомиссию не отправлять? Как это правильно оформить? Обычным приказом, что мол "по следующим профессиям работники на медкомиссию не отправляются"?Сообщение от
Анна_Сергеевна
учитывая, что работники обязаны проходить медицинские осмотры не только в случае воздействия на них вредных и/или опасных производственных факторов, но и в иных случаях (например - в случае выполнения работ, перечисленных в приложении 2 к приказу 302н), работодатель в состоянии оценить наличие или отсутствие необходимости проведения медосмотров не только по результатам спецоценки, но и невооруженным глазом.
5. Результат медицинского осмотра (обследования):
патология не выявлена/выявлены заболевания (нужное подчеркнуть)
6. Наименование заболевания:
___________________________________________
7. Согласно результатам проведенного предварительного (периодического)
медицинского осмотра (обследования): не имеет/имеет медицинские
противопоказания к работе/заключение не дано (нужное подчеркнуть)
8. Рекомендации по результатам предварительного (периодического)
медицинского осмотра (обследования) (направление в
специализированную или профпатологическую медицинскую организацию;
использование средств индивидуальной защиты, или др.):
Ну а если к приложению 2 ни одна из профессий работодателя не относится, то можно смело никого на медкомиссию не отправлять? Как это правильно оформить? Обычным приказом, что мол "по следующим профессиям работники на медкомиссию не отправляются"?Сообщение от
Анна_Сергеевна
учитывая, что работники обязаны проходить медицинские осмотры не только в случае воздействия на них вредных и/или опасных производственных факторов, но и в иных случаях (например - в случае выполнения работ, перечисленных в приложении 2 к приказу 302н), работодатель в состоянии оценить наличие или отсутствие необходимости проведения медосмотров не только по результатам спецоценки, но и невооруженным глазом.
Вправе ли работодатель при приеме на работу нового сотрудника (например водителя автомобиля, машиниста поезда, машиниста трактора и других) не направлять его на предварительный медицинский осмотр, а воспользоваться результатами осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя (по такой же должности) либо пройденного работником самостоятельно, если срок действия результатов этого осмотра не истек?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель перед приемом на работу сотрудника из перечисленных в ст. 213 ТК РФ категорий обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, который проводится за счет собственных средств работодателя. Наличие у работника заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя, значения не имеет.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, в частности, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность по прохождению предварительного медицинского осмотра для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, (часть первая ст. 213, ст. 328 ТК РФ).
Прием таких работников на работу производится после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок).
Как установлено в п.п. 7 и 8 Порядка, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного под роспись лицу, поступающему на работу, работодателем. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией в соответствии с п.п. 12 и 13 Порядка оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья работника в двух экземплярах, один из которых выдается на руки поступающему работнику (п. 14 Порядка).
Также согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) и п. 33 Порядка данные о прохождении медицинских осмотров вносятся в медицинскую книжку работника. В то же время фактически в настоящее время существует только одна форма личной медицинской книжки, утвержденная приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402. Из п. 1.1 данного приказа следует, что книжки указанной формы выдаются не всем работникам, подлежащим обязательному медосмотру, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Для иных же категорий работников форм медицинской книжки не установлено, следовательно, выполнить требование п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ и п. 33 Порядка в отношении них невозможно, иметь медицинскую книжку такие работники не должны, у них может быть на руках только медицинское заключение.
Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из данного порядка, поэтому каждый работодатель перед приемом на работу сотрудника из перечисленных в ст. 213 ТК РФ категорий обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, который проводится за счет собственных средств работодателя (часть вторая ст. 212 и часть седьмая ст. 213 ТК РФ). Наличие у работника заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя, значения не имеет.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Как указывают судебные органы, в необходимых случаях работодатель должен направить на предварительный медицинский осмотр каждого работника, поступающего на работу (смотрите, например, решение Центрального районного суда г. Тулы Тульской области от 15.01.2014 по делу N 2-21/2014, решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11.08.2014 (извлечение)).
Также суды указывают на то, что действительно специальных сроков действия заключения по результатам предварительного медицинского осмотра законодательство не устанавливает. Однако несмотря на наличие медицинского заключения, полученного работником ранее, расхождение между датой приема на работу и датой медосмотра свидетельствует об отсутствии прохождения медицинского осмотра именно по направлению работодателя, принимающего на работу, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 11.12.2013 по делу N 12-132/2013, решение Московского районного суда г. Чебоксары по делу N 2-4957-12 (извлечение)).
В заключение отметим, что в настоящее время за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных медицинских осмотров устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
17 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Учитывая специфику работы учреждения (водный транспорт), распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р (п. 618) учреждение отнесено к обслуживанию в ФГБУЗ ФСМЦ ФМБА России (поликлиника водников). В учреждении машинист экскаватора прошел периодический медицинский осмотр в другой медицинской организации.
Работник ссылается на то, что он имеет право сам выбирать медицинское учреждение на свое усмотрение на основании Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 22.11.2011 N 323-ФЗ.
При этом ему выдано направление в поликлинику водников, с которой у работодателя заключен договор на предварительные и периодические медицинские осмотры (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). Работник под подпись ознакомлен с графиком проведения периодического медосмотра и приказом руководителя о прохождении медосмотра в поликлинике водников в установленные сроки.
Вправе ли работодатель отказать работнику в принятии результатов периодического медицинского осмотра, полученных работником не в той медицинской организации, с которой у работодателя заключен договор на проведение медицинских осмотров?
В соответствии с частью первой ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а в соответствии с медицинскими рекомендациями - и внеочередные медицинские осмотры.
На основании положений ст. 213 ТК РФ Минздравсоцразвития России своим приказом от 12.04.2011 N 302н утвердило Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок).
Как следует из ст. 212 ТК РФ, а также п. 6 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. По смыслу п.п. 5, 35 и 36 Порядка работодатель организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров путем заключения соответствующего договора с медицинской организацией, имеющей право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Эта медицинская организация согласно п. 8 Порядка должна быть указана в направлении, которое в соответствии с п.п. 7 и 24 выдается лицу, направляемому на предварительный или периодический медицинские осмотры.
В свою очередь, прохождение медицинских осмотров в случаях, установленных законодательством, является обязанностью работника в соответствии со ст. 214 ТК РФ. При этом из положений данной статьи следует, что такие медосмотры, в том числе и периодические, проводятся по направлению работодателя.
Согласно п. 28 Порядка для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в п. 10 Порядка. Указанный же календарный план по смыслу п.п. 23 и 25 разрабатывается именно той медицинской организацией, с которой у работодателя заключен соответствующий договор, на основании поименных списков, представленных работодателем.
Из вышеизложенного следует, что работник, который был ознакомлен с календарным планом периодического медицинского осмотра (п. 26 Порядка) и которому было выдано направление на проведение такого осмотра, обязан явиться для его прохождения именно в ту медицинскую организацию, которая указана в соответствующем направлении. Неявку работника в эту организацию в день, предусмотренный календарным планом, следует расценивать как нарушение работником его трудовых обязанностей, что может служить для работодателя основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности*(1).
Вывод о том, что периодический медицинский осмотр работника должен проводиться именно в той организации, с которой у работодателя заключен договор, подкрепляется и тем обстоятельством, что списки работников, представляемые в данную организацию работодателем, содержат наименование производственного вредного фактора на рабочем месте сотрудника или вида выполняемой им работы (п. 22 Порядка), которые, в свою очередь, используются врачебной комиссией медицинской организации для определения необходимости участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также видов и объемов необходимых лабораторных и функциональных исследований (п. 27 Порядка). Очевидно, что отсутствие у другой медицинской организации подобной информации может повлечь за собой проведение медицинского осмотра не в полном объеме.
Кроме того, принятие работодателем результатов медицинского осмотра, полученных работником в другой медицинской организации, фактически повлечет за собой обязанность работодателя возместить работнику все расходы, которые были понесены последним при прохождении такого медицинского осмотра, так как согласно части второй ст. 212 ТК РФ медицинские осмотры работников осуществляются за счет средств работодателя (смотрите, например, определение Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).
Таким образом, на наш взгляд, работодатель вправе не принимать результаты периодического медицинского осмотра, пройденного работником не в той медицинской организации, с которой работодатель заключил соответствующий договор и которая была указана в направлении, выданном работнику.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой, которая не относит нежелание работника проходить медицинский осмотр в той медицинской организации, которая была выбрана работодателем, к уважительным причинам, освобождающим работника от обязанности пройти такой медицинский осмотр по направлению работодателя. Суды отмечают, что действующими нормативными правовыми актами обязанность по организации прохождения периодического медицинского осмотра, в том числе и выбора медицинского учреждения, возложена исключительно на работодателя и не зависит от воли работника (смотрите, например, решение Железнодорожного районного суда г. Рязани Рязанской области от 22.01.2016 по делу N 2-64/2016). Более того, в рассматриваемом случае работодатель также ограничен в возможности выбора медицинской организации, проводящей соответствующие медицинские осмотры, так как включен в Перечень организаций, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р.
Напомним, что работник, не прошедший медицинский осмотр, когда он являлся для него обязательным, не должен допускаться к работе (ст. 76 ТК РФ, ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
30 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите также Вопрос: Каким образом обязать работника пройти медицинский осмотр в организации частной формы собственности, с которой работодатель заключил соответствующий договор? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.).
А вот другое мнение (здесь наверно нельзя прикреплять файлы, поэтому даю ссылку):Вопрос: О прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случае, если они заняты на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2014 г. N 15-2/ООГ-242
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и сообщает следующее.
В Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень), указаны:
факторы, при работе с которыми работники подлежат прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случае отнесения их к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда;
факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
Так, в частности, в соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
Заместитель директора
Департамента условий
и охраны труда
Минтруда России
П.С.СЕРГЕЕВ
21.03.2014
Ну вот к примеру швейную машинку Вы же представляете? Как работодатель может решить подпадает ли эта машинка под этот пункт 10 или нет? Какой-то размытый пункт, нет конкретики.Сообщение от
Анна_Сергеевна
наверное, все зависит от конструкции оборудования/станков.
Можно и согласиться и нет.Ни одно из рабочих мест перечисленных Вами к сожалению не попадает под данный пункт 10. Работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.)
В данном пункте подразумеваются станки цеховые крупногабаритные станки, а ваш сверлильный и наждачный станки они маленькие настольные, а швей и операторы вязальных машин ни как не подходят, швейная машина и вязальная машина это не станок. Данный пункт относится только к крупным цеховым станкам, от которых можно получить травму, но не к швейному оборудованию.