3 июня 2017 21:40
IP/Host: 85.94.11.--- Дата регистрации: 03.06.2017 Сообщений: 3
Трудоустройство с РВП
Добрый день.
Гражданин Казахстана имеет РВП по Московской области, может ли он работать в Москве (т.е. в другом субъекте)?
Можно ли взять его на работу, ссылаясь на положения договора о Евразийском экономическом союзе?

ст 97 п 1-2

1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
2. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
5 июня 2017 09:10
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Трудоустройство с РВП
Граждане Киргизии оформлены официально в организации в г. Москве, но работают на территории организации-партнера в Московской области (производят разовую уборку по запросу от заказчика). Организация подала уведомление на этих сотрудников в УФМС по месту нахождения организации - Восточный административный округ г. Москвы. В трудовом договоре указано, что у сотрудников разъездной характер работы.
1. Является ли нарушением то, что сотрудники оформлены в организации в г. Москве, а работают в Московской области?
2. Является ли нарушением то, что сотрудники зарегистрированы по месту жительства в Московской области, а оформлены на работу официально в организацию в г. Москве?
3. Является ли нарушением заключение трудовых договоров с гражданами Киргизии на неопределенный срок с пунктом о том, что у них разъездной характер работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник - гражданин Киргизии вправе работать в любом регионе России. Работодатель обязан поставить его на миграционный учет в Москве по месту своего нахождения. Заключение с ним бессрочного трудового договора и включение в него условия о разъездном характере работы само по себе закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Согласно части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором РФ. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются главой 50.1 ТК РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ).

1. Работа в другом регионе

По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства вправе работать на территории РФ по трудовому или гражданско-правовому договору при наличии у них разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). При этом временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Однако в силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014; далее - Договор ЕАЭС) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена привлекают к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без получения ими разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства - члена Евразийского экономического союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. Сторонами данного договора являются в том числе Россия и Киргизия*(1).
Таким образом, в настоящее время на граждан Кыргызской Республики, привлекаемых к труду на территории России, не распространяется требование о необходимости получения патента либо разрешения на работу. Соответственно, и положения п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ неприменимы в отношении гражданина Киргизии, и он вправе трудиться в любом регионе России. Ни место нахождения организации-работодателя, ни адрес, по которому он зарегистрирован в РФ по месту пребывания, значения не имеет.

2. Несовпадение региона регистрации и региона местонахождения работодателя

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) временно пребывающие, временно и постоянно проживающие иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета принимающая сторона (ч. 3 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). При этом под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). А местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ.
По нашему мнению, из совокупности названных положений Закона N 109-ФЗ следует, что каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признается принимающей стороной, на которую возлагается обязанность по самостоятельному направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При этом каждое из лиц, у которых гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), обязано уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в то место пребывания, которое относится к данной принимающей стороне: ведь принимающая сторона уведомляет органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина именно к себе. Соответственно, поскольку принимающей стороной является работодатель, местом пребывания иностранного гражданина, которое должно быть указано в уведомлении, должно выступать место нахождения организации-работодателя (структурного подразделения, в котором занят иностранный работник).
Таким образом, во избежание негативных последствий принимающей стороне - работодателю следует уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина по месту нахождения организации (т.е. в городе Москве). Тот факт, что ранее иностранец был поставлен на миграционный учет по месту пребывания другой принимающей стороной в другом регионе, значения не имеет - работодатель все равно должен выполнить свою обязанность (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2012 N Ф01-3088/12 по делу N А39-4088/2011). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Неисполнение работодателем обязанности по уведомлению органов миграционного учета РФ о прибытии (и убытии) иностранного гражданина в место пребывания является основанием для привлечения работодателя к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А41/15542-09 по делу N А41-27432/09). Отметим, что граждане Киргизии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 30 дней с даты въезда (ч. 6 ст. 97 Договора ЕАЭС).

3. Срок договора, характер работы

Согласно части пятой ст. 327.1 между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор. Как указано в части второй ст. 58 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается только тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой ст. 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных частью второй ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Однако ни в Трудовом кодексе РФ, ни в нормативно-правовых актах, регулирующих правовой статус иностранных граждан, не содержится требований о заключении с иностранным гражданином срочного трудового договора по причине ограниченного срока действия его разрешения на работу (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 23.10.2013 N ПГ/9509-6-1).
В связи с этим заключение бессрочного трудового договора с иностранным гражданином при отсутствии установленных в части первой ст. 59 ТК РФ обстоятельств не противоречит закону.
Как следует из части первой ст. 166 ТК РФ, в ситуации, когда работник не имеет постоянного (стационарного) рабочего места и его работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, в то время как у работника есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства, работнику может быть установлен разъездной характер работы. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Соответственно, если характер работы сотрудников - граждан Киргизии удовлетворяет этим условиям, указание в их трудовых договорах на разъездной характер работы полностью соответствует закону.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

18 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23.12.2014).


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти