Прошу дать разъяснение по вопросу прохождения обязательное психиатрического освидетельствования работников, осуществляющие образовательный процесс, т.е. работников общеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи). Должна ли указанная категория работников проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет, согласно действующего законодательства?
Да, должна.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" работники учебно-воспитательных учреждений; работники детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных; работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах обязаны проходить психиатрическое освидетельствование.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; а дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2017 г.
Сообщение от
НатНат
У меня был список нпа, но, либо я цепляюсь к словам, либо действительно не могла найти именно про необходимость справки о псих.освидетельствовании при приеме на работу. Везде пишут о "работниках/работающих", т.е. надо уже быть работником, а не кандидатом.
Согласно ст. 212 и ст. 213 ТК РФ работодатель должен определенных работников, в том числе водителей, направлять на обязательное психиатрическое освидетельствование раз в 5 лет. Если работник трудоустраивается в организацию, то должен ли он предъявлять потенциальному работодателю заключение медицинской комиссии о том, что он прошел психиатрическое освидетельствование, или достаточно заключения о прохождении работником предварительного медицинского осмотра (это и будет доказательством, что он прошел психиатрическое освидетельствование)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Определенные законом категории работников (в том числе водители) помимо предварительного медицинского осмотра при устройстве на работу должны проходить и обязательное психиатрическое освидетельствование.
В этих случаях при приеме на работу работодатель должен затребовать решение (заключение) комиссии о прохождении психиатрического освидетельствования, а соискатель представить его работодателю.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 213 ТК РФ определенные в этой норме категории работников, в том числе и водители, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (один раз в два года) (смотрите также п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее соответственно - Перечень работ, Приказ N 302н)). При этом участие врача-психиатра является обязательным для всех категорий обследуемых при прохождении ими предварительных и периодических осмотров (ссылка 3 к Перечню работ).
Согласно ч. 1, п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Проводятся медицинские осмотры, в частности, при поступлении работника на работу в целях определения соответствия его состояния здоровья поручаемой работе (предварительный медицинский осмотр) и в дальнейшем - в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (периодический медицинский осмотр).
Порядок проведения указанных медицинских осмотров (далее - Порядок проведения обязательных медицинских осмотров), перечни лабораторных и функциональных исследований, а также медицинских противопоказаний утверждены Приказом N 302н.
Обязательное психиатрическое освидетельствование, в силу части седьмой ст. 213 ТК РФ, проходят не реже одного раза в пять лет работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности. В частности, прохождение обязательного психиатрического освидетельствования не реже чем раз в пять лет предусмотрено для сотрудников, выполняющих работы, связанные с движением транспортных средств (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (далее - Перечень)).
Порядок такого освидетельствования определен Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности..., утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (далее - Правила).
Как установлено п. 3 Правил, обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Таким образом, предварительный медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок их проведения урегулирован различными нормами права (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 18.12.2012 N АКПИ12-1363).
Более того, п. 9 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров прямо предусмотрено, что для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, в числе обязательных документов представляет в медицинскую организацию также и решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Соответственно, предварительные медицинские осмотры не могут заменить обязательное психиатрическое освидетельствование, которое определенные категории работников должны также проходить при устройстве на работу.
Такой вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Кировского областного суда от 24.08.2016 по делу N 77-661/2016, решение Московского городского суда от 30.01.2017 N 7-2145/17, решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 29.07.2016 по делу N 12-102/2016, решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 12.05.2016 по делу N 12-32/2016, апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 31.05.2016 по делу N 33а-5856/2016, решение Самарского областного суда от 09.02.2017 по делу N 21-277/2017, решение Рязанского областного суда от 15.11.2016 по делу N 21-234/2016).
В силу части первой ст. 76 ТК РФ работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе).
Таким образом, лица, которые в силу части седьмой ст. 213 ТК РФ должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет, должны его проходить и при устройстве на работу. То обстоятельство, что указанные работники в рамках проведения предварительного (периодического) медицинского осмотра проходят осмотр у врача-психиатра, значения не имеет.
Вопрос о том, должны ли такие работники при трудоустройстве предъявлять работодателю заключение комиссии о прохождении психиатрического освидетельствования или достаточно заключения о прохождении работником предварительного медицинского осмотра, законодательством прямо не регулируется.
Некоторые работодатели, исходя из того, что для прохождения предварительного медицинского осмотра лица, поступающие на работу, в случаях, предусмотренных законом, должны представлять в медицинскую организацию также и решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (п. 9 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров), полагают, что дополнительно предъявлять его работодателю нет необходимости.
В свою очередь, контролирующие органы считают, что заключение о прохождении предварительного медицинского осмотра не является достаточным доказательством, подтверждающим пригодность работника по состоянию психического здоровья.
При этом, как отмечается в судебной практике, в предусмотренных законом случаях обязанность направления на психиатрическое освидетельствование лица, поступающего на работу, равно как и проверки наличия действующего решения комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию, лежит на потенциальном работодателе (смотрите, например, решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 12.05.2016 по делу N 12-31/2016, решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 09.01.2017 по делу N 12-17/2017). Иными словами, работодатель должен затребовать такое решение при приеме на работу, а соискатель представить его работодателю. Прием на работу указанных лиц в отсутствие указанного освидетельствования является нарушением трудового законодательства (смотрите также решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 23.08.2016 по делу N 12-76/2016, ответ на вопрос 1 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Учитывая положения ст. 212, ст. 213, части первой ст. 76 ТК РФ, мы также полагаем, что лица, которые в силу части седьмой ст. 213 ТК РФ должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование, при трудоустройстве на работу должны предъявить работодателю решение (заключение) комиссии о прохождении психиатрического освидетельствования*(1).
В заключение обращаем Ваше внимание, что обязательные периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования во всех случаях проводятся за счёт средств работодателя (часть седьмая ст. 213 ТК РФ) (смотрите также ответ на вопрос 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
30 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Если у работника имеется заверенная копия заключения обязательного психиатрического освидетельствования с предыдущего места работы по аналогичной должности с не истекшим сроком действия (5 лет), новый работодатель может не направлять такого работника на психиатрическое освидетельствование перед приемом на работу (смотрите также ответ на вопрос 3 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" работники учебно-воспитательных учреждений; работники детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных; работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах обязаны проходить психиатрическое освидетельствование.
Решение Верховного Суда Республики Коми от 25 мая 2016 г. по делу N 21-379/2016
Судья Верховного суда Республики Коми Белов Н.Е.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев 25 мая 2016 года жалобу представителя МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска Чура Е.К. на решение судьи Сосногорского городского суда от 01 апреля 2016 года, которым постановление по делу об административном правонарушении от 18 января 2016 года "Номер обезличен" в отношении юридического лица МБОУ "СОШ N 2" г. Сосногорска по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменено, уменьшена сумма назначенного административного штрафа до ... рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела ГИТ в РК Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты РФ Колпащиковой Т.В. по делу об административном правонарушении от 18 января 2016 года "Номер обезличен" юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" г. Сосногорска (далее по тексту МБОУ "СОШ "Номер обезличен"" г. Сосногорска) привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере ... рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Зверева И.Г. обратилась в Сосногорский городской суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, поскольку законом не предусмотрено в обязательном порядке прохождение психиатрического освидетельствования педагогическими работниками.
По результатам рассмотрения жалобы, судья Сосногорского городского суда вынес вышеизложенное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми представитель юридического лица МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска Чура Е.К. просит отменить состоявшиеся по административному делу постановление и решение суда, как незаконные и необоснованные, постановленные с нарушением норм материального и процессуального права и прекратить производство по административному делу за отсутствием события административного правонарушения, указывая при этом на то, что Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрено прохождение педагогическими работниками обязательного психиатрического освидетельствования.
Лица, участвующие по административному делу, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.3 ст.5.27.1. КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" педагогические работники обязаны, в том числе проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Положениями ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Во исполнение требований ст. 213 ТК РФ Правительством РФ изданным Постановлением от 23 сентября 2002 года N 695, утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее по тексту Правила).
Согласно п.п. 1, 3 Правил, указанные Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее по тексту Перечень). Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Из Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следует, что работники учебно-воспитательных учреждений должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что юридическое лицо МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска не организовало прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования, чем юридическое лицо нарушило государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей дана надлежащая правовая оценка положениям вышеуказанных Правил и Перечня, с которой следует согласиться. При этом судьей сделан обоснованный вывод о наличии, при установленных по делу фактических обстоятельствах, в действиях МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска нарушений норм Трудового кодекса РФ и Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом проверки от 30 декабря 2015 года "Номер обезличен" предписанием от 30 декабря 2015 года "Номер обезличен", протоколом от 12 января 2015 года "Номер обезличен", списками работников юридического лица, в которых содержатся сведения относительно даты приема на работу и проведения медосмотра, копией коллективного договора на 2013-2018 г.г., копией правил внутреннего трудового распорядка, копией устава МБОУ "СОШ N2" г. Сосногорска, копиями личных медицинских книжек ... , и другими доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые были оценены должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения при отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.
Указанным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным актом, не является основанием к его отмене, постановленного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела судьей городского суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено МБОУ "СОШ N " г.Сосногорска в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 3 ст.5.27. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья, при рассмотрении жалобы установив, что юридическое лицо в полном объеме устранило выявленное нарушение, а также учитывая материальное положение юридического лица, финансируемого за счет средств бюджета МО МР "Сосногорск", пришел к обоснованному выводу о возможности снижения размера штрафа в соответствии с положениями ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до ... рублей.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица, как о том ставится вопрос в жалобе, не усматриваю. Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов судьи и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
Решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, а жалобу представителя МБОУ "СОШ N 2" г.Сосногорска Чура Е.К.-без удовлетворения.
Судья Н.Е. Белов
Приказ Министерства образования РФ от 25 октября 2002 г. N 3727
Объявляю постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Приказываю:
1. Руководителям подведомственных образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и организаций обеспечить прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
2. Рекомендовать органам управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации довести до подведомственных образовательных учреждений и организаций Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.
Министр В.М. Филиппов
Как грамотно организовать прохождение работниками обязательного психиатрического освидетельствования (А. Криницын, журнал "Административное право", N 4, IV квартал 2016 г.)
[...] В последнее время стали появляться частные медицинские организации, предлагающие услуги по прохождению ОПО. Следует отметить, что деятельность организаций будет являться легитимной только при соблюдении требований, указанных в части 1 статьи 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и наличии соответствующей лицензии. Так, врачебная комиссия, действующая в частной медицинской организации*(2), должна быть уполномочена федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения (ФМБА России) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения на принятие решений о признании работника пригодным/непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Действующее законодательство не содержит ограничений на проведение обязательного психиатрического освидетельствования врачебными комиссиями частных медицинских организаций, имеющих соответствующие лицензии и уполномоченных на то органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Так, приказ Министерства здравоохранения Забайкальского края N 376 от 14.07.2014 "Об организации деятельности врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников" уполномочил на проведение обязательного психиатрического освидетельствования врачебную комиссию негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на ст. Чита-2 ОАО "РЖД" в рамках положений пункта 9.3.8 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края N 255 от 08.05.2014, регулирующего проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству.
Также в большинстве регионов действуют программы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения*(3), основными целями которых являются создание конкурентоспособной среды между государственными и частными медицинскими организациями и возможность выбора пациентом медицинских организаций с более высоким качеством предоставления медицинских услуг, независимо от формы собственности медицинских организаций. Наличие подобных программ достаточно убедительно опровергает доводы о том, что обязательное психиатрическое освидетельствование могут проводить медицинские организации исключительно государственной или муниципальной форм собственности.[...]
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 апреля 2012 г. N 14-5/10/2-3374
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с главным внештатным специалистом психиатром Минздравсоцразвития России, рассмотрел обращение по вопросам проведения психиатрического освидетельствования, освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению личным транспортным средством, освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и сообщает следующее.
В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011 г. N 22111) участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача психиатра-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых при поступлении на работу, связанную с управлением общественным транспортом и непосредственно работников с опасными условиями труда.
Пункт 38 Порядка определяет функцию врача-психиатра и (или) психиатра-нарколога:
в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.
Согласно ст. 65. Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российский Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Видами медицинского освидетельствования являются:
освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
психиатрическое освидетельствование;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.
Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 "О реализацией Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", работы, связанные с движением транспорта, в том числе автомобилей категории В, относятся к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.
Периодичность психиатрического переосвидетельствования для данной категории лиц - не реже одного раза в пять лет. Необходимым функциональным исследованием является электроэнцефалография, дополнительные исследования - электрокардиография, экспериментальное психологическое исследование. Вероятность выявления характерной эпилептиформной активности головного мозга у больных с разными формами эпилепсии при проведении однократного электроэнцефалографического исследования составляет 60-65%. Учитывая эффективность электроэнцефалографического исследования, его проведение всем кандидатам в водители и водителям необходимо, поскольку способствует снижению аварийности, случаев травматизма и смертности в ходе эксплуатации личных авто- и мототранспортных средств.
Выдача результатов психиатрического освидетельствования (заключение о состоянии здоровья) без проведения необходимых и дополнительных функциональных исследований является нарушением порядка проведения психиатрического освидетельствования.
В.И. Скворцова