17 ноября 2016 11:56
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Начальник транспортного отдела
Есть начальник транспортного отдела. В должностные обязанности не входит управление служебными ТС. Но у него совмещение по должности водителя. Правомерно ли будет, если внесем управление ТС в должностные, увеличим зп, а совмещение снимем? Понятно, что он на это будет согласен. Вопрос рассматривается в свете рассмотрения путевых листов. Специалист по ОТ заявляет, что якобы нач.транспортн.отдела не может садиться за руль, поэтому только совмещение.
17 ноября 2016 12:08
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Но у него совмещение по должности водителя. Правомерно ли будет, если внесем управление ТС в должностные, увеличим зп, а совмещение снимем?
Не-а. Работа по должности водителя связана с предоставлением определенных гарантий и компенсаций, если он будет профессионально управлять ТС - в его ТД должна стоять должность "водитель автомобиля", а обязанности начальника транспортного цеха он может либо выполнять по совмещению, либо вы можете включить их в его ДИ/ТД с увеличением оплаты труда.

Вопрос рассматривается в свете рассмотрения путевых листов. Специалист по ОТ заявляет, что якобы нач.транспортн.отдела не может садиться за руль, поэтому только совмещение.
вопрос исключительно в том, ЗАЧЕМ он будет садиться за руль служебного авто.
если поездить по своим начальническим делам - для этого ничего не нужно, даже совмещения водителя, это любой сотрудник может делать, если ему работодатель разрешит.
если таки выполнять обязанности водителя - тогда см. выше.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 12:54
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Но у него совмещение по должности водителя. Правомерно ли будет, если внесем управление ТС в должностные, увеличим зп, а совмещение снимем?
Не-а. Работа по должности водителя связана с предоставлением определенных гарантий и компенсаций, если он будет профессионально управлять ТС - в его ТД должна стоять должность "водитель автомобиля", а обязанности начальника транспортного цеха он может либо выполнять по совмещению, либо вы можете включить их в его ДИ/ТД с увеличением оплаты труда.

Не совсем поняла ваш ответ. Вопрос был: правомерно ли, а вы ответили нет, но при этом допускаете внесение изменений в ДИ/ТД.
Ездить он, конечно же, будет по служебным делам как водитель за рулем служебного авто, а не как работник на личном.
В ближайшую СОУТ оценим его условия труда и он получит те же гарантии и компенсации. Или вообще только его "закажем" оценить. (пока не понимаю, насколько необходимо проводить его СОУТ вне очереди и срочно)
17 ноября 2016 12:56
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
это любой сотрудник может делать, если ему работодатель разрешит.

С этого места поподробнее) Для меня это открытие. То есть совсем любой сотрудник может сесть за руль служебного авто и поехать по служебным делам?
17 ноября 2016 13:24
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
То есть совсем любой сотрудник может сесть за руль служебного авто и поехать по служебным делам?
Ага (если работодатель не против ему этот автомобиль дать, конечно).

Работник использует личный автомобиль для облегчения выполнения своих обязанностей по собственной инициативе. В должностные обязанности работника управление автомобилем не включено, выполнение его трудовой функции возможно и без использования личного либо служебного транспорта.
Необходимо ли применение положений п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" о проведении обязательных периодических и предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров в отношении работника организации, не состоящего в должности водителя транспортного средства, но фактически осуществляющего управление личным транспортным средством в служебных целях?

В первую очередь следует отметить, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае представляет собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности. Иными словами, работник использует личный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право любого работника использовать личный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, и не требует от работодателя каким-либо образом возмещать работнику понесенные при таком использовании расходы. При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, обязать его использовать личный либо служебный автомобиль работодатель не вправе (ст. 60 ТК РФ). Если работодатель желает возложить на работника обязанности водителя, то это возможно с согласия работника в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ) или совместительства (ст. 60.1 ТК РФ).
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) на работодателей возложена обязанность организовывать и проводить в отношении водителей с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
По нашему мнению, под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.
Поскольку в рассматриваемой ситуации транспортное средство не принадлежит организации, управление автомобилем не входит в трудовую функцию работника и осуществляется им по собственной инициативе для облегчения процесса выполнения трудовых обязанностей, то, по нашему мнению, требования ст. 213 ТК РФ и ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров на данного работника не распространяются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 апреля 2014 г.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 13:28
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Не совсем поняла ваш ответ. Вопрос был: правомерно ли, а вы ответили нет, но при этом допускаете внесение изменений в ДИ/ТД.
еще раз - должность в его ТД должна быть "водитель автомобиля". без этого выполнять обязанности водителя не в порядке совмещения он не вправе, никак.
если вам надо, чтобы водительство перестало быть совмещением (как вы пишете) - вы можете а) либо включить обязанности начцеха в его ТД по должности водителя, б) либо оформить совмещение по должности начцеха. как удобнее вам, и как согласен работник.

Ездить он, конечно же, будет по служебным делам как водитель за рулем служебного авто, а не как работник на личном.
причем тут "работник на личном"?

В ближайшую СОУТ оценим его условия труда и он получит те же гарантии и компенсации.
какие - те же?

Или вообще только его "закажем" оценить.
а сейчас они почему не оценены? должности свежевведенные менее 6 месяцев?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 13:38
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
То есть совсем любой сотрудник может сесть за руль служебного авто и поехать по служебным делам?
Ага (если работодатель не против ему этот автомобиль дать, конечно).

Откровение явилось) Спасибо, очень интересно. Но вот тогда вопрос. Если использовать личное ТС, понятно, ни о каких медосмотрах речи не идет. Но если использовать служебное авто (без совмещения должности водителя), нужны ли медосмотры и путевой лист?

Сообщение от
Анна_Сергеевна
еще раз - должность в его ТД должна быть "водитель автомобиля". без этого выполнять обязанности водителя не в порядке совмещения он не вправе, никак.
если вам надо, чтобы водительство перестало быть совмещением (как вы пишете) - вы можете а) либо включить обязанности начцеха в его ТД по должности водителя, б) либо оформить совмещение по должности начцеха. как удобнее вам, и как согласен работник.
Должность по ТД - начальник трансп.отдела. Совмещение - водитель. Хотим снять совмещение водителя, а как начальнику тр.отдела прописать в ТД и ДИ соответствующие обязанности (по управлению служебным авто) и зп повысить всвязи с увеличением объема работы.

Сообщение от
Анна_Сергеевна
В ближайшую СОУТ оценим его условия труда и он получит те же гарантии и компенсации.
какие - те же?
Они у нас вредники. Доп отпуск и доплата.

Сообщение от
Анна_Сергеевна
Или вообще только его "закажем" оценить.
а сейчас они почему не оценены? должности свежевведенные менее 6 месяцев?
Оценена его должность начотдела с прежними условиями труда, которые не относятся к вредным.


Я вас поняла. То есть он может быть водителем с обязанностями начцеха, но быть начцехом с обязанностями водителя он не может, так? Проблема в том, что начцехом занимает свою должность и 0,5 водителя. А теперь мы хотим принять водителя и кроме как на оставшиеся 0,5 взять его не получается. Просто снимать с начцеха совмещение и принимать водителя не имеет смысла, тк мы тогда меняем шило на мыло, лишаемся фактически одного человека, который способен сесть за руль.

А теперь к обоснованию. Где мне почитать это конкретно запрещающее на начцеха возлагать управление ТС без совмещения или что водить может только "водитель" ?
17 ноября 2016 14:02
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Если использовать личное ТС, понятно, ни о каких медосмотрах речи не идет. Но если использовать служебное авто (без совмещения должности водителя), нужны ли медосмотры и путевой лист?
Необходимо ли проходить предрейсовые медицинские осмотры работнику, который работает в организации в должности инженера (а не водителя) и использует автомобиль, предоставленный ему организацией, для выполнения именно своих трудовых функций инженера (например для того, чтобы оперативно добраться до подстанции, на которой произошла авария, или же для ежедневной проверки подстанции на предмет ее исправной работы с позиции инженера)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что в рассматриваемом случае инженер должен проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее - Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее - Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе "Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств" Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае инженер должен проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить проведение указанного осмотра.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

31 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В соответствии с перечнем экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894, к указанным службам относятся: служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор".

но специалисты на сайте Онлайнинспекции, например, считают, что не надо:
Работник трудоустроен на предприятии по профессии не "водитель", а "менеджер" и использует свой личный автомобиль в служебных целях. В процессе выполнения его работы ему требуется развозить деловые бумаги, прибыть для решения служебных вопросов в отдалённые районы города на своём автомобиле. Необходим ли предрейсовый медосмотр "менеджеру", управляющему автомобилем, но не являющимся водителем по профессии?

Если работник работает не в должности водителя, а в должности менеджера, и в его должностные обязанности не входит управление транспортным средством, то проходить предрейсовые медосмотры он не обязан.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.



Должность по ТД - начальник трансп.отдела. Совмещение - водитель. Хотим снять совмещение водителя, а как начальнику тр.отдела прописать в ТД и ДИ соответствующие обязанности (по управлению служебным авто) и зп повысить всвязи с увеличением объема работы.
третий раз повторяю: низзя. меняйте местами водителя и начцеха - тогда сможете внести обязанности начцеха в ДИ водителя.

Они у нас вредники. Доп отпуск и доплата.
а как вы об этом узнали без СОУТ, простите?

Оценена его должность начотдела с прежними условиями труда, которые не относятся к вредным.
а рабочее место водителя по какой причине не оценено?

То есть он может быть водителем с обязанностями начцеха, но быть начцехом с обязанностями водителя он не может, так?
все верно.

Проблема в том, что начцехом занимает свою должность и 0,5 водителя.
при совмещении никто никакого количества "ставок" не занимает - ставка вакантна, не занята.
то, что размер доплаты за совмещение соответствует половине оклада по должности водителя - не свидетельствует о занятии ставки.

А теперь мы хотим принять водителя и кроме как на оставшиеся 0,5 взять его не получается.
1) почему "оставшиеся"? вторые полставки водителя кем-то заняты?
2) что мешает взять на неполное рабочее время?

А теперь к обоснованию. Где мне почитать это конкретно запрещающее на начцеха возлагать управление ТС без совмещения или что водить может только "водитель" ?
В штатном расписании казенного учреждения имеется ставка завхоза, имеется соответствующая должностная инструкция. Работник, занимающий эту должность, как правило, будет использовать служебный автомобиль только для выполнения трудовых обязанностей по должности завхоза. Однако не исключена ситуация, в которой в период временного отсутствия водителя (например пребывания в отпуске) он будет возить в течение определенного времени других работников организации по их служебным делам. Свободных ставок водителей в учреждении нет.
Может ли администрация возложить обязанности водителя на данного завхоза?

В первую очередь следует отметить, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности завхоза. Иными словами, завхоз получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции.
Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества, с точки зрения трудового законодательства, не требует какого-либо специального оформления. Работник, в силу закона (часть вторая ст. 21 ТК РФ), обязан бережно относиться к этому имуществу. Нарушение этой обязанности может повлечь дисциплинарную или материальную ответственность. Поэтому в такой ситуации потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. Трудовому законодательству это противоречить не будет.
При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, отказавшись от автомобиля работодателя (ст. 60 ТК РФ).
Если же работодатель желает возложить на работника обязанности водителя, то необходимо учитывать следующее.
По смыслу части второй ст. 57 ТК РФ, если работник фактически выполняет работы, совпадающие с предусмотренными квалификационным справочником или профессиональным стандартом характеристиками работ по должности, выполнение работ по которой связано с предоставлением определенных компенсаций и льгот или наличием ограничений, в трудовом договоре, заключенном с этим работником, должно быть указано наименование именно этой должности.
Для работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств, предусмотрены определенные ограничения (смотрите главу 51 "Особенности регулирования труда работников транспорта" Трудового кодекса РФ). Поэтому наименование должностей, профессий или специальностей, работа по которым непосредственно связана с движением транспортных средств, и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Соответственно, трудовая функция работника, занимающего должность завхоза, не может предусматривать работу (трудовые обязанности) по должности водителя.
Вместе с тем в соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (часть вторая ст. 60.2 ТК РФ).
Таким образом, если в период отсутствия в организации водителя (в частности, в связи с его пребыванием в ежегодном оплачиваемом отпуске) завхоз в течение установленной для него продолжительности рабочего дня (смены) будет выполнять обязанности водителя, то такую работу следует оформить как поручение дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника с установлением доплаты (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 11.07.2012 по делу N 33-2925/2012). Исполнение обязанностей водителя может быть поручено завхозу только с его письменного согласия. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ)*(1).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее - Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Соответственно, письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (смотрите также письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Должность водителя (за исключением водителя-инкассатора), равно как и управление автомобилем, не включены в упомянутый Перечень. Поэтому заключение с завхозом договора о полной материальной ответственности за ущерб, причиненный автомобилю работодателя, представляется не соответствующим трудовому законодательству (определение Московского городского суда от 28.10.2010 N 4г/4-8570, смотрите также материал: "Вопрос: Можем ли мы заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля в отношении транспортного средства? ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 9, сентябрь 2013 г.)"). Отметим, что при наличии обстоятельств, указанных в п.п. 1, 3-8 части первой ст. 243 ТК РФ, работник несет полную материальную ответственность за причиненный работодателю ущерб и в отсутствие соответствующего договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

21 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите: Энциклопедия решений. Оформление совмещения и других видов дополнительной работы.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 14:18
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Они у нас вредники. Доп отпуск и доплата.
а как вы об этом узнали без СОУТ, простите?
Я имела в виду другое. Водители вредники, СОУТ проведен. Нач.отдела тоже оценен, но он не вредник. А если бы внесли ему условия труда водителей, переоценили бы, тогда он стал бы вредником.

Сообщение от
Анна_Сергеевна
А теперь мы хотим принять водителя и кроме как на оставшиеся 0,5 взять его не получается.
1) почему "оставшиеся"? вторые полставки водителя кем-то заняты?
2) что мешает взять на неполное рабочее время?
Вот была мысль про неполное рабочее время. Признаться, с этим в голове каша. Я представляю, что если есть совмещение, то значит это 20 часов параллельно с основной работой. Как нам тогда поступить? Нач.цехом оставить совмещение, а новому водителю установить, например, 30 часов? Но привязку к часам не очень хотели делать из-за путевых, там же всё это можно проследить..

А еще наткнулась на тему здесь.http://forum.garant.ru/?read,9,2339082
Там вы пишите, что любой сотрудник может сесть за авто с медосмотром и путевым. Тогда почему так же не может сесть нач.отдела?
17 ноября 2016 14:22
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Я имела в виду другое. Водители вредники, СОУТ проведен. Нач.отдела тоже оценен, но он не вредник. А если бы внесли ему условия труда водителей, переоценили бы, тогда он стал бы вредником.
"бы" невозможно, как мы обсудили выше.

Вот была мысль про неполное рабочее время. Признаться, с этим в голове каша. Я представляю, что если есть совмещение, то значит это 20 часов параллельно с основной работой.
эээ. вы точно отличаете совмещение от совместительства?

А еще наткнулась на тему здесь.http://forum.garant.ru/?read,9,2339082
Там вы пишите, что любой сотрудник может сесть за авто с медосмотром и путевым. Тогда почему так же не может сесть нач.отдела?

я и здесь это пишу. он и здесь - может, если он не будет выполнять трудовые обязанности водителя, а просто будет ездить по своим служебным делам как начцеха.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 14:26
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Вот была мысль про неполное рабочее время. Признаться, с этим в голове каша. Я представляю, что если есть совмещение, то значит это 20 часов параллельно с основной работой.
эээ. вы точно отличаете совмещение от совместительства?

У нас начцехом совмещенец. Совмещение от совм-ва я отличаю, правда к количеству часов привязывала и то, и другое. Говорю же, каша с этим в голове)

Сообщение от
Анна_Сергеевна
я и здесь это пишу. он и здесь - может, если он не будет выполнять трудовые обязанности водителя, а просто будет ездить по своим служебным делам как начцеха.

То есть чисто гипотетически он может хоть весь день ездить по своим начальническим делам, сам себе расписываться в путевом листе (обоснованно), даже если он кого-то возил?
17 ноября 2016 14:31
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
То есть он может быть водителем с обязанностями начцеха, но быть начцехом с обязанностями водителя он не может, так?
все верно.

Вопрос вдогонку. А может ли отдел быть без начальника, а иметь много водителей и один из них имеет доп.объем работы (который сейчас выполняет завгар) ?
17 ноября 2016 14:40
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
У нас начцехом совмещенец. Совмещение от совм-ва я отличаю, правда к количеству часов привязывала и то, и другое. Говорю же, каша с этим в голове)
при совмещении никаких "часов" и никаких "ставок" нету - сотрудник выполняет допобязанности по такой же или другой должности в течение всего установленного ему по трудовому договору рабочего времени.

То есть чисто гипотетически он может хоть весь день ездить по своим начальническим делам,
может.

сам себе расписываться в путевом листе (обоснованно),
если в его обязанности начцеха входит расписываться в путевых листах - да.

даже если он кого-то возил?
"возил" - в смысле "дай, Вася, я тебя подвезу" или "мы с Федорычем оба едем в главк" - да.
если "мне самому в главк не надо, но я как водитель повезу Федорыча, потому что ему надо туда" - нет. это уже водительские обязанности.

Вопрос вдогонку. А может ли отдел быть без начальника,
может. формирование штатной структуры - на усмотрение работодателя.

а иметь много водителей
на скольких зарплаты хватит - столько и заводите.

и один из них имеет доп.объем работы (который сейчас выполняет завгар) ?
ничего не поняла. если этот объем имеет водитель - как его выполняет завгар? вдвоем одно дело делают?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 14:51
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
и один из них имеет доп.объем работы (который сейчас выполняет завгар) ?
ничего не поняла. если этот объем имеет водитель - как его выполняет завгар? вдвоем одно дело делают?

Это в продолжение той ситуации, когда нет начальника отдела, но есть несколько водителей и один из них имеет в трудовых обязанностях те обязанности, которые ранее имел начальник отдела.
Или лучше переподчинить весь отдел заму по направлению и заму же вменить эти обязанности (например, заполнение путевых листов)?
17 ноября 2016 15:05
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Это в продолжение той ситуации, когда нет начальника отдела, но есть несколько водителей и один из них имеет в трудовых обязанностях те обязанности, которые ранее имел начальник отдела.
ну так это как раз то, что вам рекомендовано. только причем тут завгар?

Или лучше переподчинить весь отдел заму по направлению и заму же вменить эти обязанности (например, заполнение путевых листов)?
это вам решать.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
17 ноября 2016 16:35
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Это в продолжение той ситуации, когда нет начальника отдела, но есть несколько водителей и один из них имеет в трудовых обязанностях те обязанности, которые ранее имел начальник отдела.
ну так это как раз то, что вам рекомендовано. только причем тут завгар?

Это я так по ошибке начальник трансп.отдела так назвала.

Сообщение от
Анна_Сергеевна
Или лучше переподчинить весь отдел заму по направлению и заму же вменить эти обязанности (например, заполнение путевых листов)?
это вам решать.

Я имею в виду, что из этого допустимо.
18 ноября 2016 08:17
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Я имею в виду, что из этого допустимо.
все допустимо.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 13:45
IP/Host: 82.208.77.--- Дата регистрации: 24.09.2014 Сообщений: 127
Re: Начальник транспортного отдела
Извиняюсь, хотел бы окончательно уяснить для себя :
Если например ген директор берет служебный автомобиль и уезжает куда то по своим делам ему тоже надо предрейсовый медосмотр проходить?
21 ноября 2016 13:54
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
Если например ген директор берет служебный автомобиль и уезжает куда то по своим делам ему тоже надо предрейсовый медосмотр проходить?
да.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 14:19
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
Я имею в виду, что из этого допустимо.
все допустимо.

А насколько, на ваш взгляд, правомерно оставить совмещение водителя начальнику транспортного отдела, а на 35 (например) часов (режим неполного рабочего времени) принять нового сотрудника.
21 ноября 2016 14:29
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
А насколько, на ваш взгляд, правомерно оставить совмещение водителя начальнику транспортного отдела,
пожалуйста.

а на 35 (например) часов (режим неполного рабочего времени) принять нового сотрудника.
пожалуйста. можете и на 40 принять.
все равно ночотдела совмещает водителя ВСЁ свое рабочее время, а не какую-то его часть.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 15:12
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
можете и на 40 принять.
все равно ночотдела совмещает водителя ВСЁ свое рабочее время, а не какую-то его часть.

это да, но разве совмещение не по вакантной (или временно за временно отсутствующего работника) должности возлагается? А если мы нового возьмем на 40 часов, получается, все единицы заняты..
21 ноября 2016 15:37
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
но разве совмещение не по вакантной (или временно за временно отсутствующего работника) должности возлагается?
оно возлагается по должности, которая либо вакантна, либо занята, но занимающий ее работник не выполняет свои обязанности в это время.

А если мы нового возьмем на 40 часов, получается, все единицы заняты..
даже если вы возьмете на 35 часов - она уже не будет вакантной. вакантной считается должность, по которой не заключен ни один трудовой договор.
поставить еще 1 единицу в штатное нетрудно же.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 15:45
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
поставить еще 1 единицу в штатное нетрудно же.
в нашей ситуации как раз трудно и если бы всё было так просто, вопрос не возник бы.

Сообщение от
Анна_Сергеевна
оно возлагается по должности, которая либо вакантна, либо занята, но занимающий ее работник не выполняет свои обязанности в это время.
выходит, что как вариант, можно оформить на 35 часов нового водителя и оставить совмещение (получается, на оставшиеся 5 часов). Тогда всё равно будет путаница со временем выезда-приезда в путевых листах, а еще если в командировку они поедут..
21 ноября 2016 16:20
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
выходит, что как вариант, можно оформить на 35 часов нового водителя и оставить совмещение
спорный вопрос. должность не вакантна, занимающий ее сотрудник не отсутствует.

(получается, на оставшиеся 5 часов).
еще раз, уж не помню в который: совмещение не считается в каких-либо часах.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 16:46
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
еще раз, уж не помню в который: совмещение не считается в каких-либо часах.
Сообщение от
Анна_Сергеевна
оно возлагается по должности, которая либо вакантна, либо занята, но занимающий ее работник не выполняет свои обязанности в это время.
ровно поэтому у меня и привязка к этим условным пяти часам.
21 ноября 2016 16:47
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
ровно поэтому у меня и привязка к этим условным пяти часам.
ыыы. должность не вакантна, даже если по ней заключен ТД на 10 минут в неделю.
причем тут пять (десять, двадцать, сколько угодно часов)? должность все равно не вакантна!


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
21 ноября 2016 17:32
IP/Host: 80.240.63.--- Дата регистрации: 19.01.2015 Сообщений: 190
Re: Начальник транспортного отдела
Сообщение от
Анна_Сергеевна
должность все равно не вакантна!
А если нового всё-таки взять на 0,5 ставки на основное место работы?
Правда в ТК вообще ни слова о пресловутых ставках. Выходит, что они не существуют?
22 ноября 2016 08:16
IP/Host: 193.105.11.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Начальник транспортного отдела
А если нового всё-таки взять на 0,5 ставки на основное место работы?
возьмите.

Правда в ТК вообще ни слова о пресловутых ставках. Выходит, что они не существуют?
Вправе ли работодатель принять на вакантную должность в пределах одной штатной единицы двух сотрудников, работающих на условиях внешнего совместительства (при этом ставка делится на двоих по 0,5 ставки на каждого)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе принять на вакантную должность в пределах одной штатной единицы двух сотрудников, работающих на условиях внешнего совместительства.

Обоснование вывода:
Определения такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не содержит. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работой на полную ставку считается работа по какой-либо профессии (должности) в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Соответственно, если сотрудник работает на часть ставки, то предполагается, что он должен отрабатывать часть нормы рабочего времени, то есть работать по соответствующей должности неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. При этом законодательство не содержит ограничений на выполнение работы по одной должности несколькими работниками (апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-3251/2013). Отсюда следует, что на должность в пределах одной ставки могут быть приняты два работника на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки) (разъяснения представителей Роструда).
Положениями ст. 284 ТК РФ установлены определенные ограничения, связанные с продолжительностью рабочего времени для совместителя. Так, согласно части первой указанной статьи продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). При этом в течение месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Таким образом, поскольку рабочее время совместителя ограничено (продолжительностью рабочего дня и нормой рабочих часов за месяц (другой учетный период)), то работодатель вправе принять двух совместителей (как внешних, так и внутренних) на должность в пределах одной штатной единицы на 0,5 ставки.
Согласно позиции Конституционного суда РФ принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определения от 15.07.2008 NN 411-О-О, 412-О-О и 413-О-О, от 01.06.2010 N 840-О-О). Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" также указал, что работодатель, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала. Следовательно, работодатель вправе с учетом особенностей своей деятельности и своих потребностей, технологии производства работ, спроса на выпускаемую продукцию, планов на дальнейшее развитие и т.п. самостоятельно определять структуру и численность работников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

21 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти