24 августа 2015 22:27
IP/Host: 87.255.2.--- Дата регистрации: 21.11.2014 Сообщений: 178
характер работы
Анна Сергеевна, доброго времени суток. Подскажите, работа водителей-экспедиторов носит какой больше характер работы - в пути, или разъездной. И распространяется на них Приложение N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1978 г. N 579, которое предусматривает компенсацию расходов. Если водители-экспедиторы за рулем находятся 70 % рабочего времени, какой характер работы для него более подходит: в пути или разъездной, не можем точно определить...




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2015-08-24 22:40 пользователем Ольга19.
25 августа 2015 08:05
IP/Host: 195.68.184.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: характер работы
Подскажите, работа водителей-экспедиторов носит какой больше характер работы - в пути, или разъездной.
Вопрос: Организация занимается международными перевозками грузов. Срок нахождения водителя-экспедитора в рейсе составляет от 5 до 10 дней. Разъездной характер работы водителей-экспедиторов закреплен документально, за ее выполнение выплачивается надбавка, однако проверяющие органы возражают.
К какому характеру работы относится деятельность водителя-экспедитора такого предприятия: к разъездному характеру работы или к работе в пути?
Имеет ли право предприятие компенсировать суточные таким водителям, или по этим расходам следует предоставлять надбавку к заработной плате?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа водителей может одновременно носить разъездной характер и являться работой в пути. При выполнении разъездной работы сотрудникам выплачивается и соответствующая надбавка (если она предусмотрена системой оплаты труда), и суточные.

Обоснование вывода:
Законодательного определения понятий "разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути" нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает. Следовательно, отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной или подвижной характер (ст.ст. 57 и 168.1 ТК РФ).
В отраслевых актах изложены определенные указания, относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, п.п. 3.12 и 3.13 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 годы; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места. К разъездной работе относится, например, работа водителя, курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т.п.
При этом, по нашему мнению, работа может одновременно сочетать в себе несколько различных характеров работы, описанных выше. Это касается, например, водителей автомобилей: с одной стороны, их работа заключается в управлении движущимся транспортным средством, а с другой - они перемещаются из одной точки в другую для выполнения определенного задания (получения и сдачи груза). Таким образом, в рассматриваемой ситуации работа водителя, на наш взгляд, носит разъездной характер и одновременно осуществляется в пути.
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками расходы, в частности дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); размеры и порядок возмещения таких расходов, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором.
Что касается персональной надбавки (доплаты) работнику за разъездной характер работы, то в соответствии со ст.ст. 8, 9, 57, 129, 132, 135 ТК РФ надбавка к заработной плате для работников, работа которых связана с разъездами, может быть установлена коллективным договором, соглашением, трудовыми договорами, локальными нормативными актами организации. Такая надбавка входит в систему оплаты труда. Она является составной частью заработной платы, обязанность по выплате которой возложена на работодателя (ст. 22 ТК РФ).
Обращаем внимание, что надбавка (доплата) за разъездной характер работы и компенсация, выплачиваемая для возмещения расходов работникам, работа которых носит разъездной характер, - различные по своей правовой природе и по своему целевому назначению выплаты. Иными словами, это две совершенно самостоятельные выплаты, которые не могут заменять друг друга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

11 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

И распространяется на них Приложение N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1978 г. N 579, которое предусматривает компенсацию расходов.
Вопрос: Организация занимается транспортными перевозками, штатные водители выполняют перевозки по всей стране. В трудовых договорах указан только месячный оклад.
Какие доплаты работодатель обязан начислять кроме оклада (компенсации, суточные)? Имеет ли право работодатель за то время, когда водитель находится в пути, выплачивать ему командировочные?
Обязан ли работодатель начислять доплату за разъездной характер работ?

Служебной командировкой в силу ст. 166 ТК РФ признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. На время служебной командировки работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). По смыслу приведенных норм, во время командировки работник выполняет не свою трудовую функцию, определенную трудовым договором, а отдельное служебное поручение.
Согласно той же ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
В рассматриваемом случае водители, совершая регулярные поездки в другие города, фактически продолжают выполнять свою основную трудовую функцию. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). В соответствии с п. 15 Положения время управления автомобилем независимо от маршрута является рабочим временем водителя. Таким образом, все время управления автомобилем до другого города и обратно является для водителя работой и не может быть квалифицировано как время проезда к месту, где выполняется служебное поручение, и возвращения назад.
Следовательно, регулярные поездки водителей в другие города не являются командировками (смотрите также кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26 мая 2011 г. по делу N 33-6776/11, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25 октября 2011 г. по делу N 33-24126). Их следует расценивать как работу в пути и выплачивать за это время текущую заработную плату с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда*(1).
Поскольку служебная поездка сотрудника, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем, в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата со всеми доплатами. Кроме того, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).
Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Если работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Профессия водителя однозначно предполагает, что работа осуществляется в пути и ее следует включить в указанный выше перечень.
Если работа, по сути, является разъездной или осуществляемой в пути, отказ от включения в трудовой договор соответствующего условия является нарушением. Работники, которые выполняют трудовые обязанности в пути и несут в связи с этим некоторые затраты, вправе обратиться в органы, разрешающие индивидуальные трудовые споры, с требованием о признании выполняемой ими работы работой в пути и возмещении всех понесенных расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

2 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────
*(1) В настоящее время в силу ст. 423 ТК РФ в части, не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, продолжает действовать постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков".
В соответствии с приложением N 2 к этому документу к лицам, чья работа осуществляется в пути, отнесены водители грузовых автомобилей, "постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках".

Если водители-экспедиторы за рулем находятся 70 % рабочего времени, какой характер работы для него более подходит: в пути или разъездной, не можем точно определить...
а почему для вас одно исключает другое?


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2015-08-25 08:06 пользователем Анна_Сергеевна.
25 августа 2015 08:30
IP/Host: 213.251.254.--- Дата регистрации: 21.11.2014 Сообщений: 178
Re: характер работы
Анна Сергеевна, спасибо, как всегда все четко и по существу.:s75:
25 августа 2015 08:35
IP/Host: 195.68.184.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: характер работы
всегда пожалуйста.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти