Re: Как правильно писть И.О.ДИРЕКТОРА?
А где это прописано? подскажите пожалуйста.
Каким образом исполняющему обязанности нужно подписывать документы - можно ли указывать в качестве должности "и.о. директора" в кадровых документах (например в приказе о приеме, приказе об увольнении сотрудника) и первичных бухгалтерских документах?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Использование указанной в вопросе записи формально не является нарушением и не может повлечь неблагоприятных последствий. Однако в кадровых и в первичных учетных документах следует указывать именно должность, занимаемую подписавшим их сотрудником согласно штатному расписанию.
Обоснование вывода:
В силу части первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, предусматривают необходимость указания в них должности лица, подписывающего приказ.
Общие требования к оформлению документов предусмотрены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (далее - ГОСТ Р 6.30-2003) (принят и введён в действие постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст). Требования этого государственного стандарта носят рекомендательный характер, однако в целях обеспечения достоверности содержащейся в документах информации целесообразно руководствоваться данными требованиями.
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению таких реквизитов в отношении организационно-распорядительных документов, относящихся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, - постановлений, распоряжений, приказов, решений, протоколов, актов, писем и других, включённых в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 299) (класс 0200000).
Согласно п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 в состав реквизита "Подпись" входят:
- наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке);
- личная подпись;
- расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Представляется очевидным, что все три указанных элемента реквизита "Подпись" должны относиться к одной личности.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оформляется по правилам ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ. Изменения в трудовой договор, заключенный с работником, исполняющим обязанности временно отсутствующего, при этом не вносятся. Работник остается на прежней должности.
Рассматривая приведенные положения буквально, можно прийти к выводу о том, что в документе следует указывать ту должность, которую занимает лицо, подписавшее этот документ. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда (смотрите материал: "Вопрос: Каким образом должен подписывать документы исполняющий обязанности директора? ("Отдел кадров коммерческой организации", N 2, февраль 2012 г.)"). В нашем случае работник не назначен на должность директора, за временно отсутствующим работником эта должность сохраняется.
Это же, на наш взгляд, касается и подписания первичных учетных документов, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому, несмотря на то, что использование при подписании документов формулировки "и.о. директора" не является нарушением и само по себе не может повлечь для организации каких-либо неблагоприятных последствий, мы полагаем, что в кадровых документах, а также в первичных бухгалтерских документах следует указывать именно должность, занимаемую сотрудником согласно штатному расписанию. Соответствующие полномочия должны подтверждаться приказом о временном возложении на этого работника исполнения обязанностей директора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейникова Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
1 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).