1 сентября 2014 18:49
IP/Host: 193.219.127.--- Дата регистрации: 26.02.2014 Сообщений: 7
сотрудник гражданин Белоруссии
Добрый вечер, коллеги!
Такой вот вопрос.
Сотрудник, гражданин Белоруссии, работал в компании два года, уволился в декабре 2013 года, уехал на родину. По истечении 9 месяцев принято решение взять его на работу по договору ГПХ. Поясните, пожалуйста, как в данном случае будет производиться расчет НДФЛ? Считается ли он резидентом? НДФЛ будет 30% или 13%?
Заранее спасибо!
2 сентября 2014 09:53
IP/Host: 195.68.184.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: сотрудник гражданин Белоруссии
Считается ли он резидентом? НДФЛ будет 30% или 13%?
Каков порядок обложения российским работодателем выплат, производимых белорусскому работнику в рамках заключенного с ним трудового договора, налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами?

Взносы на обязательное социальное страхование

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование (далее - ПФР), в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ФСС РФ), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ).
При этом в целях исчисления страховых взносов с выплат иностранным гражданам следует применять правила международного договора РФ, если ими установлены иные правила, чем предусмотренные Законом N 212-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации в отношении работника - гражданина Республики Беларусь необходимо обратиться к нормам Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24.01.2006) (далее - Договор), регулирующего отношения, связанные с государственным социальным обеспечением, обязательным (государственным) социальным страхованием и обязательным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно п. 1 ст. 5 Договора застрахованные подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу. Вместе с тем исходя из пп. 1 п. 2 ст. 5 Договора, если работодателем является российская организация, на гражданина Республики Беларусь, проживающего и работающего на территории Республики Беларусь, может распространяться законодательство РФ, если такой выбор сделает работник.
Порядок оформления работником выбора применяемого законодательства определен ст. 3 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (Минск, 15.03.2011) (далее - Соглашение).

Выбор работником для применения законодательства РФ

При выборе гражданином Республики Беларусь для применения законодательства РФ в отношении выплат этому работнику применяются нормы Закона N 212-ФЗ.
Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами для организаций, указаны в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В частности, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Однако в рассматриваемой ситуации работник - белорусский гражданин постоянно находится на территории Республики Беларусь, то есть не является ни временно или постоянно проживающим, ни временно пребывающим на территории РФ. Следовательно, приведенная норма к рассматриваемому случаю неприменима. Иных исключений в отношении обложения страховыми взносами выплат физическому лицу - иностранному гражданину ст. 9 Закона N 212-ФЗ не предусматривает.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций не признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Указанная норма согласуется с положениями ст. 5 Договора.
То есть при заключении в рассматриваемой ситуации с гражданином Республики Беларусь гражданско-правового договора страховые взносы не уплачиваются.
При заключении трудового договора следует учитывать буквальное прочтение приведенной нормы, из которой можно сделать вывод, что в случае отсутствия у организации обособленного подразделения в Республике Беларусь производимые работнику - белорусскому гражданину выплаты должны облагаться страховыми взносами в общем порядке. Поскольку больше никаких исключений для такой категории физических лиц - иностранных граждан Законом N 212-ФЗ не установлено.
В этой связи отметим, что в целях применения Закона N 212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (п. 4 ст. 2 Закона N 212-ФЗ)*(1).
В целях уплаты страховых взносов условия по регистрации обособленного подразделения не установлено. Организация лишь обязана сообщить в органы контроля о создании обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
Тем не менее не исключаем риска признания контролирующими органами выплат, производимых белорусскому гражданину по трудовому договору, объектом обложения страховыми взносами в случае отсутствия зарегистрированного обособленного подразделения работодателя по месту осуществления этим работником трудовых обязанностей. Однако в таком случае возникает вопрос порядка осуществления уплаты страховых взносов в отношении работника - гражданина Республики Беларусь и предоставления по ним необходимой отчетности, предусмотренной ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Причем страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц (письмо Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2010 N 403-19).
Статья 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" наряду с гражданами РФ относит к застрахованным лицам по этому виду страхования иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ.
Аналогичная норма предусмотрена в отношении иностранных граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Что касается обязательного пенсионного страхования, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяет этот вид страхования на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории РФ, а также на иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ), временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (редакция, действующая с 1 января 2013 года).
То есть по законодательству РФ иностранные граждане являются застрахованными по обязательному страхованию в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС только в случае, если они имеют статус временно и постоянно проживающих в РФ, а также в отдельных случаях - временно пребывающих в РФ (в части ПФ РФ)*(2).
В иных случаях работники - иностранные граждане не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования РФ (письмо Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2010 N 295-19).
В силу ст. 4 Договора гражданин Республики Беларусь приравнивается в правах и обязанностях по социальному страхованию и социальному обеспечению к гражданам РФ, если он проживает на территории России, что в данном случае места не имеет.
На основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в РФ признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ.
В связи с этим специалисты Минздравсоцразвития РФ в письме от 01.03.2010 N 424-19 делают вывод, что положения Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории РФ. На иных граждан Республики Беларусь оно не распространяется (смотрите также материал: "Вопрос: В нашей организации по трудовому договору работает гражданин Республики Беларусь, временно пребывающий в Российской Федерации. Следует ли облагать его зарплату и иные доходы страховыми взносами в ФСС России? Признается ли он застрахованным лицом, на которое распространяется право на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством? ("Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2011 г.)", письмо Пенсионного фонда РФ от 07.06.2011 N 30-26/6337).
Вместе с тем в соответствии со ст. 8 Договора пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности. Как видим, данный пункт не содержит ограничительных норм в отношении пособий, на которые имеет право гражданин, не проживающий на территории РФ, но выбравший для применения законодательство РФ, равно как и пп. 1 п. 2 ст. 5 Договора.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 N 09АП-39301/12 суд пришел к выводу, что белорусский гражданин, не являющийся застрахованным лицом по законодательству РФ, не имеет права на пособия за счет ФСС РФ. Такие пособия могут выплачиваться только за счет работодателя. Причем вывод сделан со ссылкой на письмо Минфина России от 13.11.2009 N 03-03-06/2/224.
К выводу об отсутствии у российского работодателя обязанности по выплате гражданину Беларуси пособия по временной нетрудоспособности в период его временного пребывания на территории РФ пришла также СК по гражданским делам Московского городского суда в определении от 22.12.2011 N 33-41267/11.
Возникает противоречивая ситуация, при которой:
- с одной стороны, организация, производя выплаты физическому лицу по трудовому договору, обязана уплачивать страховые взносы в соответствии с Законом 212-ФЗ в общем порядке, поскольку исключений для такой категории иностранных граждан не установлено;
- с другой стороны, работник не является застрахованным по законодательству РФ, следовательно, пособия по временной нетрудоспособности и материнству, на которое он имеет право в силу Договора, может быть выплачено лишь за счет организации.
Учитывая изложенное, полагаем, если белорусский гражданин выберет для применения законодательство РФ, то при рассматриваемых обстоятельствах у организации отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС с выплачиваемых ему доходов. Однако обращаем внимание, что это является нашим экспертным мнением.
Не исключаем, что контролирующие органы могут придерживаться иной позиции, в том числе в случае, если с работником будет заключен трудовой договор при отсутствии зарегистрированного обособленного подразделения в Республике Беларусь.
Разъяснений по подобным вопросам нам обнаружить не удалось, поэтому считаем целесообразным для Вашей организации, руководствуясь п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, обратиться за письменными разъяснениями в контролирующие органы (территориальные органы ПФР, ФСС РФ) или в Минтруд России. Обращение в уполномоченные органы (даже в случае отсутствия письменного ответа) поможет обезопасить организацию в случае возникновения претензий. Заметим, что п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ на контролирующие органы возложена обязанность отвечать на обращения плательщиков взносов и давать разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов.
Кроме того, ПФР и ФСС РФ являются компетентными органами (организациями), непосредственно занимающимися вопросами применения Соглашения (п. 1 ст. 2 Соглашения).
До получения соответствующих разъяснений по Вашей конкретной ситуации можем рекомендовать придерживаться позиции Минздравсоцразвития РФ, отраженной в приведенных письмах, сводящейся к тому, что российским законодательством определен перечень застрахованных лиц, к которым иностранные граждане (в том числе граждане Республики Беларусь), находящиеся на территории своих государств, не относятся.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) подлежат физические лица:
- выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом действие Закона N 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Как мы уже рассмотрели, нормы Договора предусматривают в данном случае применение норм российского законодательства и распространяются на отношения, регулируемые, в частности, законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, при выборе работником для применения законодательства РФ с выплат, осуществляемых в пользу гражданина Республики Беларусь в соответствии с трудовым договором, организация обязана производить уплату страховых взносов от НС и ПЗ. Если же с работником будет заключен договор гражданско-правового характера, то страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются только в случае, если страхование от НС и ПЗ будет предусмотрено условиями договора.

Выбор работником законодательства Республики Беларусь

В случае, если работник - белорусский гражданин выберет в качестве применяемого законодательства по социальному страхованию законодательство Республики Беларусь, остается неясным вопрос реализации механизма уплаты страховых взносов российским работодателем. Ни Договором, ни Соглашением такой порядок не определен.
В данном случае также можем рекомендовать обратиться за соответствующими письменными разъяснениями к территориальным органам ПФР и ФСС РФ по месту своего учета либо в Минтруд России (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
При этом, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).
В свою очередь, ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 21 апреля 1995 г.) предусматривает, что доходы гражданина Республики Беларусь от работы по найму могут облагаться НДФЛ в Российской Федерации, если вознаграждение этому гражданину выплачивается работодателем - российской организацией.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается:
- для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, - доход от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ;
- для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, - доход от источников в РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. 183 дня пребывания в РФ исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Смотрите письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-11-11/35, от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155, от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654, ФНС России от 05.03.2013 N ЕД-3-3/743@.
То есть в целях обложения НДФЛ ни гражданство, ни правовой статус иностранного гражданина (временно пребывающий в РФ, временно или постоянно проживающий в РФ) значения не имеют (письмо Минфина России от 19.03.2012 N 03-04-05/6-318).
Поскольку в рассматриваемой ситуации гражданин Республики Беларусь на территории РФ не находится, то налоговым резидентом он не признается.
Следовательно, вопрос об обложении НДФЛ дохода гражданина Республики Беларусь, полученного от российской организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых функций, в данном случае будет зависеть от того, признается ли полученное им вознаграждение доходом от источников в РФ или доходом от источников за пределами РФ.
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами РФ. Поскольку гражданин Республики Беларусь будет осуществлять трудовые функции на территории своего государства, получаемое им вознаграждение от работодателя - российской организации относится к доходам от источников за пределами РФ. В этом случае вознаграждение белорусского гражданина, не являющегося налоговым резидентом РФ, НДФЛ в России облагаться не будет (письма Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/4-19, от 11.04.2012 N 03-04-05/6-490, от 23.03.2012 N 03-04-06/6-70, от 26.01.2011 N 03-04-06/6-10).
Соответственно, российская организация в отношении выплаты этого вознаграждения не будет признаваться налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ) и не должна будет удерживать НДФЛ из суммы вознаграждения.
Подобные разъяснения применительно к физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ и получающим доход от выполнения работы в иностранном государстве, неоднократно приводились представителями официальных органов. Смотрите, например, письма Минфина России от 08.04.2013 N 03-04-05/4-347, от 11.03.2013 N 03-08-05/7155, от 23.01.2013 N 03-04-06/6-21, от 28.08.2012 N 03-04-06/6-259, от 22.06.2012 N 03-04-05/6-761, УФНС России по г. Москве от 19.06.2012 N 20-14/53276@, от 20.07.2010 N 13-11/076208.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В силу ст. 57 ТК РФ указание в договоре места работы является обязательным условием трудового договора. Согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Причем рабочее место прямо или косвенно должно находиться под контролем работодателя.
*(2) С доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, уплачиваются только страховые взносы в ПФР и только в случае, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев. Обратите внимание, что ограничение предусмотрено по совокупной продолжительности срочных договоров в течение календарного года (для случаев, когда в течение года срочные трудовые договоры с работником будут заключаться неоднократно).
То есть страховые взносы в ПФР с доходов временно пребывающих в РФ иностранных граждан не уплачиваются только в случае, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев. В ФСС РФ и ФФОМС страховые взносы с доходов временно пребывающих в РФ иностранных граждан не уплачиваются в любом случае.


" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)
2 сентября 2014 09:53
IP/Host: 195.68.184.--- Дата регистрации: 20.10.2010 Сообщений: 47 004
Re: сотрудник гражданин Белоруссии
дубль


" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2014-09-02 09:54 пользователем Мазухина Анна.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти