Re: справки для расчета больничных и декретных
На предыдущем месте работы , где работала с 2007 года ушла в декрет, а затем в отпуск по уходу за ребенком до 22.01.2013. Когда ребенку исполнилось 3 года-уволилась 23.01.2013. В феврале 2014 вышла на новую работу и в сентябре собираюсь вновь в декрет.я так понимаю, что в расчет должны брать 2012-2013 года,
автоматически - да.
но в них я находилась в отпуске по уходу, значит могу их заменить на другие,
можете, если это увеличит пособие.
например 2007-2008 .
любые по вашему выбору.
( если хоть один день попадает на отпуск по уходу можно его заменить у меня попадает почти месяц с 01.01.2013 по 22.01.2013)
угу.
работодатель утверждает, что у меня такого права нет, т.к. я в 2013 году уволилась, и год была в статусе безработной...
он ошибается.
не понимаю при чем тут мое увольнение.. все люди меняют работу и предоставляя справки 4н получают нормальные декретные, мне же предлагают получить минимум. Буду очень благодарна получить разьяснения по моему вопросу и если можно ссылки на закон.
Вопрос: Сотрудница была принята на работу 09.02.2009. 15.08.2011 она ушла в отпуск по беременности и родам на 140 дней, а с 18.01.2012 - в отпуск по уходу за первым ребенком по достижении им возраста 1,5 лет. 01.11.2012 сотрудница вышла на работу на неполный рабочий день. 20.01.2014 она планирует вновь уйти в отпуск по беременности и родам (второй ребенок).
Какие периоды работы в данной ситуации нужно взять для расчета пособия по беременности и родам и пособия по уходу за вторым ребенком?
Ответ: Расчет пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком регулируется нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
Для исчисления среднего заработка застрахованного лица, исходя из которого будет рассчитан конкретный размер пособия, необходимо определить расчетный период. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 6 Положения расчетным периодом признаются два календарных года, предшествовавших тому году, в котором работнице был предоставлен отпуск по беременности и родам. Поскольку сотрудница в рассматриваемой ситуации уходит и в отпуск по беременности и родам, и в отпуск по уходу за ребенком в 2014 году, расчетным периодом для исчисления соответствующих пособий будут 2012 и 2013 календарные года.
В ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Положения также предусмотрена возможность заменять годы расчетного периода в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Правом на замену обладают работники, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Соответствующие календарные годы (календарный год) они могут заменить в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). Замена лет расчетного периода производится на основании заявления работника (в произвольной форме) при условии, что такая замена должна приводить к увеличению размера пособия.
Как следует из этих норм, по заявлению работника могут быть заменены как оба, так и один год расчетного периода. При этом взять для расчета можно и более ранние годы, чем два непосредственно предшествующих расчетному периоду года, лишь бы размер пособия от этого увеличился.
Однако позиция ФСС относительно возможности выбора предшествующих лет не является однозначной. С одной стороны, в консультациях на сайте фонда (
http://fss.ru/ru/consultation/10616/6810/47494.shtml) разъясняется: "в Законе N 255-ФЗ не указано, что календарные годы (календарный год), в которых (в котором) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком могут быть заменены только на непосредственно предшествующие им календарные годы (календарный год)". В разъяснениях РО ФСС по Республике Дагестан (
http://r05.fss.ru/answers/question/51169.shtml) указано, что в такой ситуации можно использовать любой другой год (годы), если это приведет к увеличению пособия". Т.М. Ильюхина, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ, также указала на то, что "каких-либо ограничений в выборе лет замены нет. Основное требование закона (а именно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ) - замена лет должна привести к увеличению размера пособия. Следовательно, сотрудница вправе выбрать в качестве замены любые годы, в которых у нее был высокий заработок".*(1) Аналогичные разъяснения даны и на сайте Тульского регионального отделения ФСС России (
http://r71.fss.ru/27898/43153/79395.shtml).
В то же время в разъяснениях, например, Астраханского РО ФСС (
http://r30.fss.ru/63044/63048/63123.shtml) указывается, что "нет ограничения периода замены. При расчете пособия можно брать заработную плату за 2009, 2008, 2007, 2006 годы, если есть основания для исключения предыдущих лет". Курское РО ФСС разъясняет, что "года подлежат замене последовательно в обратном порядке" (смотрите вопрос N 5 на сайте
http://r47.fss.ru/answers/20498/27700/index.shtml). Аналогичную позицию занимает РО ФСС по Удмуртской республике (
http://r18.fss.ru/answers/1question/49742.shtml). Таким образом, данные страховщики фактически разрешают заменять стандартный период только на ближайшие к страховому случаю года, которые должны непосредственно предшествовать годам, в которых был отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком.
Мы полагаем, что данная позиция не основана на законе, который не содержит таких ограничений, поэтому сотрудница вправе попросить о замене на любые предшествующие года, если замена увеличит пособие. Не влияет на возможность выбора года "на замену" и то, был ли он полностью отработан сотрудницей или в нем также были исключаемые периоды (смотрите, например, разъяснения на сайте Мурманского РО ФСС -
http://r51.fss.ru/answers/question/55975.shtml).
Также считаем необходимым отметить, что при решении вопроса о возможности замены календарных годов расчетного периода имеет значение только сам факт нахождения сотрудницы в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в этих календарных годах. Поэтому полагаем, что работа сотрудницы на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком не может лишить ее права на замену лет (года) расчетного периода. Также не важно, сколько дней в году такие отпуска продолжались - достаточно одного дня в году (смотрите, например, вышеупомянутые разъяснения Астраханского РО ФСС -
http://r30.fss.ru/63044/63048/63123.shtml).
Соответственно, в рассматриваемом случае женщина также имеет право просить о замене лет расчетного периода, несмотря на тот факт, что в период отпуска по уходу за ребенком она работала на условиях неполного рабочего времени. Однако при отсутствии заявления, а также если изменение расчетного периода не увеличивает пособие, работодателю следует использовать расчетный период - 2012-2013 годы.
При исчислении размера соответствующих пособий работодателю также следует иметь в виду, что из расчетного периода подлежат исключению дни, в которых работница находилась в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, получала пособие по временной нетрудоспособности, была освобождена от работы с полным или частичным сохранением заработка, на который не начислялись взносы в ФСС РФ (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 15.2 Положения). В этой связи обращаем Ваше внимание, что при формальном подходе к толкованию п. 1 ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ не имеет значения, работала ли сотрудница в период отпуска по уходу за ребенком или нет - данный период в любом случае подлежит исключению из расчета. Аналогичной позиции придерживаются и отдельные территориальные органы ФСС РФ (смотрите, например, разъяснения на сайте Костромского регионального отделения ФСС РФ:
http://r44.fss.ru/answers/question/99487.shtml).
В то же время данная позиция представляется нам не совсем соответствующей смыслу и цели закона. Ведь все периоды, перечисленные в ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, обладают общим свойством - на выплаты, получаемые работником в этих периодах, не должны начисляться страховые взносы в ФСС РФ. Напомним, что первоначальная редакция данной нормы включала в число указанных периодов время оплачиваемых дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, которые были в дальнейшем исключены из нее именно по этой причине - поскольку на сохраняемую за эти дни заработную плату начисляются страховые взносы в ФСС РФ, и сейчас данные дни исключению из расчета пособия не подлежат (смотрите также письмо ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169). Полагаем, что смысл данной нормы направлен на сохранение некого баланса среднедневного заработка, позволяющего установить некоторую зависимость между отработанными днями и заработком, получаемым за эти дни, не позволяя им расходиться полностью (хотя прямо данная зависимость в новом порядке расчета пособия не установлена). Заработок же, который сотрудник получает в период работы неполное рабочее время во время отпуска по уходу за ребенком, как мы уже сказали выше, подлежит обложению страховыми взносами, то есть этот период указанным свойством не обладает, а соответственно, учитывается в расчете, и исключение дней этого периода из расчета приводит к дисбалансу среднедневного заработка и исчезновению данной зависимости. Поэтому полагаем, что по смыслу закона работодатель не должен исключать из расчета дни, когда сотрудница работала неполное рабочее время в период отпуска по уходу за ребенком.
Обращаем Ваше внимание, что высказанные позиции являются нашим экспертным мнением. Работодатель вправе уточнить возможность замены лет расчетного периода, а также правильность исключения при расчете пособий тех дней, когда сотрудник работал неполное время во время отпуска по уходу за ребенком, путем обращения за разъяснениями в ФСС России по почте (107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3а) или оставив обращение на официальном сайте ведомства (http://fss.ru/ru/fund/feedback/index.shtml).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
28 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите Вопрос: Сотрудница находилась в декретном отпуске в 2011 году. В январе 2013 года она заболела. Подскажите, пожалуйста, какие годы сотрудница может выбрать в качестве лет расчетного периода? Может ли она заменить 2011 год не на 2010-й, а на 2009-й (так как в этом году у нее был более высокий заработок)? ("Зарплата", N 1, январь 2013 г.).
" Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь" (с)