27 мая 2012 22:43
IP/Host: 78.156.232.---
Дата регистрации: 28.05.2011
Сообщений: 8 758
Re: Юрид. спец. стаж по совместительству....
есть такое мнение
Входит ли стаж работы по совместительству в специальный стаж (стаж работы по специальности), который может потребоваться для трудоустройства у других работодателей, в том числе в государственных органах?
7 декабря 2011
СЕМИНАР ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ
по методикам ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Трудовой кодекс РФ не содержит понятия "специальный трудовой стаж" и не определяет, может ли период работы по совместительству учитываться при определении такого стажа.
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, далее - Справочник) к работнику, занимающему руководящие должности (например, для должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия), могут предъявляться требования, касающиеся продолжительности стажа его работы на руководящих должностях.
Вместе с тем, согласно преамбуле Справочника, его положения рекомендованы для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, то есть не являются обязательными для применения.
Кроме того, п. 10 общих положений Справочника и п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9, предусматривают, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут в виде исключения назначаться на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Законодательством могут быть установлены требования о продолжительности специального стажа для замещения определенных должностей и занятия определенной деятельностью. Так, например, саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает в качестве обязательного условия членства в этой организации наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Согласно п. 8.2 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, руководство аптечной организацией (заведующий аптекой) осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в число квалификационных требований к должностям гражданской службы также входят требования к стажу (опыту) работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы (смотрите также Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих").
В силу ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе, к стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Такие квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Отметим, что указанные нормативные акты не содержат прямого указания на включение периода работы на условиях совместительства в стаж работы по специальности.
Учитывая то, что в данном вопросе речь не идет о поступлении на работу в какую-то конкретную организацию, однозначно ответить на вопрос о том, учитывается ли период работы на условиях совместительства при определении продолжительности стажа работы по специальности, не представляется нам возможным.
При отсутствии норм, прямо запрещающих в том или ином случае учитывать время работы на условиях совместительства при определении необходимого стажа работы по специальности, мы полагаем, что такое время должно быть включено в стаж работы по специальности. Делая такой вывод, мы исходим из следующего.
На основании части первой ст. 282 ТК РФ работа по совместительству оформляется отдельным трудовым договором. Заключая с работником трудовой договор, в том числе и о работе по совместительству, работодатель, в частности, обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции (часть первая ст. 56 ТК РФ).
Исполнение обязанностей по определенной должности по совместительству предполагает осуществление всех трудовых функций по этой должности. Иными словами, занимая должность по совместительству, работник имеет возможность приобрести необходимый опыт работы. Поэтому периоды работы по совместительству, на наш взгляд, вполне могут быть учтены при определении продолжительности стажа работы по специальности указанного в вопросе работника. Подтверждением факта работы по специальности в данном случае будут являться соответствующие записи в трудовой книжке о работе на определенной должности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
17 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.