мнение
Требования к температуре воздуха в жилых помещениях в холодный период года содержаться в «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст (в редакции от 22.07.2003года).
Указанный ГОСТ в зависимости от назначения помещения определяет допустимые значения температуры воздуха в жилых помещениях: от 18 до 25 градусов Цельсия.
Так, например, если, по общему правилу, температура воздуха в жилой комнате квартире должны быть не менее 18 градусов Цельсия, то температура воздуха в ванной или совмещенном помещении уборной и ванной должна быть 25 градусов Цельсия.
Допустимая температура воздуха в вестибюле, лестничной клетке, общем коридоре в квартирном доме составляет 16 градусов.
Батареи должны прогревать помещение до указанных выше величин. В противном случае жильцы вправе рассчитывать на перерасчет платы за коммунальные услуги. Допустимое отклонение температуры воды в батареях в дневное время: 3° С. В ночное время суток (с 00:00 до 05:00) — до 5° С. Большее снижение температуры не допускается за исключением аварийных ситуаций.
Нормы температуры воздуха в квартирах по СанПиНу
СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарные правила и нормы) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.
Значения оптимальной и допустимой температуры воздуха в помещениях приведены в Приложении № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 («Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий»).
Наименование помещения
Температура воздуха в градусах Цельсия
оптимальная
допустимая
Жилая комната
20-22
18-24
Кухня
19-21
18-26
Туалет
19-21
18-26
Ванная, совмещенный санузел
24-26
18-26
Межквартирный коридор
18-20
16-22
Вестибюль, лестничная клетка
16-18
14-20
Кладовые
16-18
12-22
Управляющая компания обязана обеспечить температурный режим не только в квартирах, но и на лестничных клетках, помещениях чердаков и подвалов.
В соответствии с п. 4.10.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по поддержанию надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях.
Более того, управляющая компания обязана поддерживать температурно-влажностный режим не только в квартирах жилого дома, но и:
- в чердачных помещениях (в холодных чердачных помещениях - не более чем на 4 градуса Цельсия выше температуры наружного воздуха, в теплых чердачных помещениях - не ниже 12 градусов Цельсия). (п. 3.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
- в помещениях подвалов и технических подполий (подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - не выше 60%). (п.п. 3.4.1., 4.1.3. Постановления Госстроя РФ № 170);
- на лестничных клетках (температура воздуха - не менее +16 градусов Цельсия) (п. 4.8.14. Постановления Госстроя № 170).
Что делать, если батареи не греют?
По заявлению собственника квартиры приглашается представитель от УК (или коммунальной службы), который производит замеры тепла. Допускается проведение процедуры только прибором, прошедшим поверку. Его диапазон должен быть от +5 до 40° С с погрешностью 0,1° С.
Полученные значения заносятся в акт, на основании которого принимается решение об устранении нарушения и произведении перерасчета (если температура менее установленных норм).
Если УК бездействует, то жилец МКД вправе обратиться с жалобой в:
• Жилищную инспекцию. Это орган, осуществляющий контроль за исполнением жилищного законодательства; техническим состоянием МКД; предоставлением коммунальных услуг в полном объеме. Претензия подается лично, заказным письмом, в электронном виде (если такой способ предусмотрен).
• Роспотребнадзор. В структуру можно обратиться, если услуга предоставляется не в полном объеме, но за нее взимается плата. Подать жалобу получится через официальный сайт (раздел «Прием обращений граждан»); почту; приемную органа.
• Прокуратуру. При обращении в жалобе следует обязательно указать адрес и ФИО жалобщика. Это необходимо для предоставления ответа. При выявлении нарушений прокурор вправе выписать предписание о его устранении или обратиться в защиту интересов лица (группы лиц) в суд.
• Суд. Это последняя инстанция, которая может помочь собственнику жилья. Судья выносит решение о перерасчете платы за отопление, а также об обязании в устранении допущенных недочетов.