21 января 2019 18:52
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Насколько я знаю, при ликвидации акционерного общества необходимо в течение трех лет хранить его документы - учредительные, договора, приказы и т.п.

А как исчисляется этот срок, если он указан в годах?

(Компания ликвидирована 11 января 2019 года. Сколько хранить доки, до какого числа?)
22 января 2019 08:53
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
при ликвидации документы сдаются в госархив, вообще-то.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
22 января 2019 09:07
IP/Host: 109.194.175.--- Дата регистрации: 08.02.2017 Сообщений: 1 748
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Сообщение от
Анна_Сергеевна
при ликвидации документы сдаются в госархив, вообще-то.
1. Что будет, если документы не сданы, но работникам, которые там трудились в принципе без разницы (они были недолго и по совместительству)
2. Если Общество ликвидировано по решению ИФНС в связи с бездеятельнностью за последний период, но документы есть, учредитель и директор жив-здоров.
Тоже сдать, предварительно получив документы в ИФНС?
22 января 2019 12:44
IP/Host: 95.53.250.--- Дата регистрации: 19.04.2016 Сообщений: 74
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
А вот мне тоже интересно.
В 2014 году, мне как рядовому сотруднику организации было поручено ликвидировать организацию с нашим 100% участием.
Процедуру ликвидации я провел, из ЕГРЮЛ организацию исключил. Но, каюсь, никаких документов никуда не сдавал.
Так и лежат у меня в архиве 2 коробки документов и печать недействующей организации.
Почитал КоАП и понял, что в принципе мне грозит штраф 2,5-5к за непередачу.
Вот только кто его на меня наложит и на каком основании? Ведь если я сам не "сдамся" никто и не узнает. Или кто-то проверяет сдачу документов в архив?
22 января 2019 13:21
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
1. Что будет, если документы не сданы, но работникам, которые там трудились в принципе без разницы (они были недолго и по совместительству)

2. Если Общество ликвидировано по решению ИФНС в связи с бездеятельнностью за последний период, но документы есть, учредитель и директор жив-здоров.
Тоже сдать, предварительно получив документы в ИФНС?


Обязательна ли передача документов после ликвидации непубличного акционерного общества на хранение в государственный архив? Возможно ли хранить документы ликвидатором? Какие документы должны храниться и каков срок хранения? Какая ответственность и для кого именно (генерального директора, ликвидатора) предусмотрена за несоблюдение порядка хранения документов при ликвидации АО?

Статья 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) обязывает акционерное общество (далее - АО, общество) - как публичное, так и не публичное, - хранить документы, предусмотренные данным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами РФ. В соответствии с пунктом 2 той же статьи постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ (далее - Положение).
В соответствии с нормами ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) и п. 3.9 Положения в случае ликвидации АО:
1. Если у АО был договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда РФ, документы постоянного срока хранения и по личному составу (архивные документы, отражающие трудовые отношения АО с работниками) подлежат передаче в соответствующий государственный архив.
2. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в государственный архив на хранение передаются только документы по личному составу работников АО. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
Передача документов ликвидируемой организации в архив входит в обязанность ликвидационной комиссии. Сроки хранения документов ликвидируемой организации не отличаются от общих. При этом документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются (п.п. 9.7.4 и 9.7.5 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).
Дополнительно заметим, что с учетом норм п. 4 ст. 10 Закона N 125-ФЗ, а также пункта 3.9 Положения государственный архив обязан принять документы по личному составу в отсутствие соответствующего договора и безвозмездно (смотрите, к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.02.2012 N Ф07-118/12 по делу N А05-3700/2011).

К сведению:
Исходя из того, что в процессе ликвидации АО организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), полагаем, что субъектом ответственности за нарушение перечисленных обязанностей выступают члены ликвидационной комиссии (ликвидатор). Данный вывод основан также и на том, что в связи с ликвидацией права и обязанности общества, в том числе по хранению документов, прекращаются (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 N 03АП-4855/16).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Хранение документов АО;
- Энциклопедия решений. Передача документов при ликвидации юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

21 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
22 января 2019 23:07
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Неожиданный оборот дела, Анна Сергеевна!

Сообщение от
Анна_Сергеевна
Исходя из того, что в процессе ликвидации АО организацию упорядочения документов ликвидируемой организации, передачи их на хранение или уничтожение осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), полагаем, что субъектом ответственности за нарушение перечисленных обязанностей выступают члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Получается, что "Если Общество ликвидировано по решению ИФНС в связи с бездеятельнностью", то ликвидатором является ИФНС.
Соответственно, инспекция и отвечает за передачу документов в архив.

Ведь так?
23 января 2019 01:18
IP/Host: 92.37.227.--- Дата регистрации: 26.06.2014 Сообщений: 4 054
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Сообщение от
Александр_Иванович_Царьгородский
то ликвидатором является ИФНС.

не совсем так, ИФНС не ликвидирует, а вносит сведения о прекращении регистрации недействующего ЮЛ.
23 января 2019 11:57
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Сообщение от
Лиса-Алиса, 8
ИФНС не ликвидирует, а вносит сведения о прекращении регистрации недействующего ЮЛ

А кто же его ликвидирует?

ИФНС, не спросясь никого и никого не уведомив, выносит решение о том, что компания намечена к ликвидации (намечена самой инспекцией).

А потом Инспекция делает запись о прекращении регистрации.

Так кто же его ликвидировал, если не ИФНС?
23 января 2019 14:26
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Получается, что "Если Общество ликвидировано по решению ИФНС в связи с бездеятельнностью", то ликвидатором является ИФНС.
Соответственно, инспекция и отвечает за передачу документов в архив.

Ведь так?

нет.. обязанность по-прежнему на самом обществе.
в добровольной ликвидации "ликвидатор" (комиссия) не принимает как такового решения о ликвидации, а только исполняет его - решение принято самим обществом в лице коллегиального органа/собрания участников.
в "принудительной" ликвидации решение принимает ФНС, а ликвидатора как такового нет вовсе, но это установленную законом обязанность по сдаче документов в архив с гены и участников общества не снимает, все претензии - к ним.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2019-01-23 14:26 пользователем Анна_Сергеевна.
23 января 2019 14:41
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Сообщение от
Анна_Сергеевна
установленную законом обязанность по сдаче документов в архив с гены и участников общества не снимает, все претензии - к ним.

А акционеры-то тут при чем?

Да и вообще странно - Закон на Гендира и, тем более, на акционеров, не возлагает такой обязанности.

Это обязанность ликвидатора.

А нет ликвидатора - так нет и исполнителя этой обязанности. Это же законодатель так установил. Гендиру какое до всего этого дело?

И второе: а кому какое дело, сданы документы в архив или не сданы? Перед кем отчитываться о сдаче/не сдаче? Кто это проверяет?
23 января 2019 14:47
IP/Host: 82.193.140.--- Дата регистрации: 18.09.2017 Сообщений: 47
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Исключение из ЕГРЮЛ юр. лица это не ликвидация. Исключение не происходит за пару дней, и уведомления отправляются, и решения публикуются, и в егрюл записи вносятся.
И уж тем более не получится обязанности ликвидатора возложить на фнс в этом случае. Согласен со сказанным выше, вся ответственность на участниках\руководителе.
23 января 2019 14:57
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?


Получается, что имеет место прекращение юр. лица без его ликвидации.

Мудрено...

А ликвидационную комиссию владельцам собирать?




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2019-01-23 14:58 пользователем Александр_Иванович_Царьгородский.
23 января 2019 14:59
IP/Host: 82.193.140.--- Дата регистрации: 18.09.2017 Сообщений: 47
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Уже поздно.
Можно попробовать оспорить исключение если процедура нарушена налоговой.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2019-01-23 15:00 пользователем PFG17.
23 января 2019 15:08
IP/Host: 82.193.140.--- Дата регистрации: 18.09.2017 Сообщений: 47
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Получается, что имеет место прекращение юр. лица без его ликвидации.
Все верно, ликвидация лишь один из способов прекращения деятельности юр.лица.
23 января 2019 15:11
IP/Host: 46.39.229.--- Дата регистрации: 10.12.2016 Сообщений: 456
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Сообщение от
PFG17
Можно попробовать оспорить исключение если процедура нарушена налоговой.


Процедура не нарушена, да и вообще, мы только рады этому исключению.

Остался только вопрос,нужно ли нам (гендиру и акционерам) что-то сделать, что бы эта тема закрылась навсегда.

Я так понимаю, что надо сдать в архив кадровые документы. В нашем случае, это только приказы о вступлении в должность гендира и о сложении полномочий.

Архив выдаст справку. Куда ее девать, кому предъявить?

А если предъявить некому, то зачем сдавать?
23 января 2019 15:31
IP/Host: 82.193.140.--- Дата регистрации: 18.09.2017 Сообщений: 47
Re: Сколько хранить документы ликвидированного юр. лица?
Тут уже ничем не помогу.
Если сдадите в архив, в случае необходимости заинтересованные лица сведения будут запрашивать в архиве о наличии\отсутствии документов. Никто спустя несколько лет акционеров\гену не будет разыскивать, чтобы справку посмотреть, может хранить справку на память можете выбросить. Просто никогда не встречал чтобы проводили проверку сдачи документов в архив, поэтому думаю, что если они никому не понадобятся, никто про них никто и не вспомнит. В вашем случае, где из сотрудников один гендир думаю переживать не из-за чего.

А если предъявить некому, то зачем сдавать?
В законе так написано. И не во всех организациях 1 работник - руководитель. Спустя несколько лет одному из сотни сотрудников могут понадобиться какие-то сведения, не гендиректора же со справкой искать. Для этого существует, к примеру.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2019-01-23 15:32 пользователем PFG17.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти