10 октября 2018 10:24
IP/Host: 188.162.188.--- Дата регистрации: 16.08.2017 Сообщений: 24
Ухудшение жилищных условий vs право состоять в очереди
Коллеги, добрый день!
Согласно статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения правасостоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вопрос в следующем. Если у гражданина была доля в квартире, имея которую у него было право состоять на учете в качестве нуждающегося (т.е. доля была менее учётной нормы), после отчуждения данной доли сохраняет ли гражданин право быть принятым на учёт? или это должно рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий?

Встречал ли кто судебную практику по данной ситуации? Заранее спасибо большое за отзывы.
10 октября 2018 12:15
IP/Host: 91.242.170.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Ухудшение жилищных условий vs право состоять в очереди
Сообщение от
Crocodile68
Если у гражданина была доля в квартире, имея которую у него было право состоять на учете в качестве нуждающегося (т.е. доля была менее учётной нормы), после отчуждения данной доли сохраняет ли гражданин право быть принятым на учёт? или это должно рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий?
Сохраняется. Он не совершил действий, направленных на признание его нуждающимся, если вне зависимости от наличия или отсутствия данного жилого помещения, он все равно попадает под критерии нуждаемости.
10 октября 2018 12:17
IP/Host: 188.162.188.--- Дата регистрации: 16.08.2017 Сообщений: 24
Re: Ухудшение жилищных условий vs право состоять в очереди
Я придерживаюсь той же точки зрения, но не удаётся практику найти соответствующую, чтобы подкрепить позицию. Буду благодарен, если кто-то выручит.
10 октября 2018 12:52
IP/Host: 91.242.170.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Ухудшение жилищных условий vs право состоять в очереди
Конкретно по продаже не видел, но можете пойти по аналогии с вселением третьих лиц - в случае, если до вселения третьих лиц в жилое помещение собственник уже признавался нуждающимся, так как площадь на одного человека была ниже учетной нормы, то это не является ухудшением жилищных условий.
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2018 г. по делу N 33-14958/2018

Судья Кобзарева О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Киреевой И.В., Забродиной Н.М.
при секретаре К.В.,
рассмотрела в заседании от 21 мая 2018 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 07 декабря 2017 года по делу по иску Т.Е.В., Т.Е.С. к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещения, обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения представителя истца - М.О., судебная коллегия

установила:

Т.Е.В. и Т.Е.С. обратились в суд с иском к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещения, обязании поставить на учет. В обоснование исковых требований они сослались на то, что постановлением <данные изъяты>-ПА от <данные изъяты> <данные изъяты> городского округа Балашиха отказала им в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе семьи из четырех человек для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Муниципальной программы "Жилище" <данные изъяты> Балашиха, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 года, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы, на том основании, что Т.Е.С. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых ее семья не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ они считают незаконным, поскольку Т.Е.С. вселилась к мужу. На основании изложенного, Т.Е.В. и Т.Е.С. просят признать недействительным отказ Администрации городского округа <данные изъяты>, выраженный в п. 13.3 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА, а также обязать Администрацию поставить их семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Т.Е.В. и Т.Е.С. о дате слушания дела извещались, но в суд не явились, их представитель по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Администрация г/о Балашиха о времени и месте слушания дела извещался, но в судебное заседание не явился, письменно исковые требования не признал.
Представители третьих лиц - Министерства строительного комплекса и Комитета по управлению имуществом по городскому округу Балашиха о дате, времени и месте слушания дела извещались, но в судебное заседание не явились.
Решением суда от <данные изъяты> иск Т.Е.В. и Т.Е.С. удовлетворен, признан недействительным отказ Администрации городского округа <данные изъяты>, указанный в п. 13.3 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Балашиха от <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА. Администрация городского округа <данные изъяты> обязана поставить молодую семью в составе супруга Т.Е.В., супруги Т.Е.С. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе семьи из четырех человек для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Муниципальной программы "Жилище" <данные изъяты> Балашиха, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 года, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа <данные изъяты> просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения представителя истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" муниципальной программы городского округа Балашиха "Жилище", утвержденной постановлением Администрации городского округа Балашиха от 26.10.2015 г. <данные изъяты>-ПА, порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и их использования устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденными постановлением <данные изъяты> от 25.10.2016 г. <данные изъяты> "Об утверждении государственной программы <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы".
Согласно п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, являющихся приложением <данные изъяты> к государственной программе <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы, участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного, ребенка и более, соответствующая условиям, в том числе, имеющая место жительства в <данные изъяты>.
В соответствии с п. 5 указанных Правил для целей федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. <данные изъяты> и Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положениями пп. 8 п. 14 Правил определено, что молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, к которым относится выселение членов молодой семьи по их инициативе из жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателей (членов семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственников (членов семьи собственника) жилого помещения.
Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении являются: отсутствие одного или нескольких документов, наличие которых предусмотрено п. 8 настоящих Правил; представление документов, которые не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в ***
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> г. Т.Е.В. обратился в Администрацию г/о Балашиха по поводу признания нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА истцам отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе семьи из четырех человек для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Муниципальной программы "Жилище" <данные изъяты> Балашиха, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 года, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы <данные изъяты> "Жилище" на 2017 - 2027 годы, ввиду того, что жена заявителя Т.Е.С. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых семья не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Материалами дела подтверждается, что до брака истцы были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях.
Т.Е.В. был зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.
Т.Е.С. была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.
После вступления в брак Т.Е.С. вселилась в квартиру по месту жительства супруга, что подтверждаются справкой б/н от <данные изъяты>, свидетельством о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> от <данные изъяты>.
В период брака у супругов родились двое детей - Т.Д., <данные изъяты> года рождения и Т.Г.Е., <данные изъяты> года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении от <данные изъяты> и от <данные изъяты>.
Согласно выписки из домовой книги, в квартире по адресу: <данные изъяты>, площадью 44,6 кв. м, зарегистрированы Т.В., Т.Г.М., М.Н., Т.Е.В., М.М., Т.Г.Е., Т.Д., М.А. и Т.Е.С.
Таким образом, судом достоверно установлено, что до момента регистрации Т.Е.В. по месту жительства, площадь помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, уже не соответствовала учетной норме по городскому округу Балашиха, и регистрация по месту жительства Т.Е.В. не привела к ухудшению жилищных условий семьи супруга.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств, правильно установил фактические обстоятельства по делу и, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, обоснованно признал незаконным отказ Администрации городского округа <данные изъяты>, обязав ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении молодую семью Т-вых в составе четырех человек, поскольку судом установлено, что регистрация Т.Е.В. по месту жительства в квартире мужа не является намеренным ухудшением жилищных условий.
При этом, суд верно указал, что вступление в брак и совместное проживание с регистрацией по месту жительства или изменение места жительства молодой семьи, не может рассматриваться намеренным ухудшением жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как он никакими доказательствами не опровергается, и, напротив, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и не противоречит требованиям закона. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что уполномоченные органы, принимая решение по заявлению истца, ненадлежащим образом исполнили переданные им государственные полномочия по защите законных прав и интересов молодой семьи.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> - без удовлетворения.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2018-10-10 12:52 пользователем harted1.
10 октября 2018 13:01
IP/Host: 188.162.188.--- Дата регистрации: 16.08.2017 Сообщений: 24
Re: Ухудшение жилищных условий vs право состоять в очереди
Спасибо, аналогия есть аналогия, но может кому-то попадалась практика по конкретной ситуации. Сомневаюсь, что случай эксклюзивный.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти