8 июля 2018 10:16
IP/Host: 37.195.203.--- Дата регистрации: 08.07.2018 Сообщений: 1
Лицензирование дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
Уважаемые форумчане, хочу привлечь ваше внимание к новости http://www.garant.ru/news/1205988/
Деятельность по борьбе с насекомыми и грызунами, согласно ОКВЭД, не относится к медицинской, а подразумевает обслуживание зданий. Порядок лицензирования "дезинфектологии" (к которой почему-то притягивают за уши дезинсекцию, дератизацию и дезинфекцию) не разработан до сих пор Минздравом.
Как, спрашивается, можно законно получить лицензию ?
Тысячи предпринимателей, у которых нет такой лицензии, мигом оказались "нарушителями". Сотни, у кого есть такие лицензии, получили их неправомочно, незаконно.
Как ВС может принимать такие необдуманные решения?
Как, где можно оспорить это решение?
8 июля 2018 11:09
IP/Host: 185.124.152.--- Дата регистрации: 08.07.2018 Сообщений: 1
Re: Лицензирование дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
Вообще ВС разрешил спор двух юр.лиц. Никаких изменений в законодательстве не наступило.
Как может такая солидная правовая система, как "Гарант", писать подобные бредовые статьи. Их ведь народ за правду принимает.
А в это время все федеральные гос.органы разъясняют этот вопрос. И мнение у всех одно - на дезинсекцию и дератизацию МЕДИЦИНСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ НЕ НУЖНА!!!
Правовая информация здесь
9 июля 2018 06:35
IP/Host: 213.178.42.--- Дата регистрации: 09.07.2018 Сообщений: 3
Re: Лицензирование дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
Изначально документ «Гигиенические требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью. Санитарные правила. СП 3.5.675-97» был утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.10.1997 № 23. Вступил в силу с 1 февраля 1998 года и первоначально сроком 3 года законодатель ограничивал актуальность текста данного документа. Изменения в документ вносились ещё 2 раза:
1) Действие документа продлено до 1 июля 2002 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.02.2002 №5;
2) Действие документа продлено впредь до отмены или утверждения новых Санитарных правил Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2002 № 22.
И, наконец утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 №132.

В соответствии с пунктом 1.1, Санитарные правила СП 3.5.675-97 распространялись «на учреждения и организации различных ведомств, общественных объединений, на предприятия и иные хозяйствующие субъекты независимо от их принадлежности и форм собственности, должностных лиц и граждан, занимающихся дезинфекционной деятельностью»

Пункт 5.5. рассматриваемых нами СП 1997 года гласил, что «учреждения, организации, предприятия и др., занимающиеся дезинфекционной деятельностью, должны иметь лицензию на этот вид деятельности, полученную в установленном порядке» в силу статьи 17 Федерального закона от 25.09.1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ссылаясь на документы:
Постановление Правительства Российской Федерации № 1418 от 24.12.94 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Постановление Правительства Российской Федерации № 688 от 11.06.96 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.»;
Постановление Госкомсанэпиднадзора № 7 от 26.07.96 «Об утверждении перечня лицензируемых видов дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ»
Пункт 5.6. вышеупомянутых СП от 1997 «Сотрудники учреждений, организаций, предприятий и др., а также физические лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, должны иметь специальную подготовку по конкретным направлениям дезинфекционной деятельности (дезинфекция, стерилизация, дезинсекция, дератизация), полученную в установленном порядке в учреждениях, аттестованных для педагогической работы по указанным направлениям (2.4, 2.5).
В приложении к Постановлению Правительства РФ от 20.06.2001 № 474 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний» так же были обозначены виды рассматриваемых нами работ. Данное положение было в 2002 году заменено следующим Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 501 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», в котором,как видно из названия, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации уже не попадали под лицензирование.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» старый утратил силу со дня вступления в силу нового Федерального закона под номером128-ФЗ от 08.08.2001.
Новым Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензирование проведения работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации предусмотрено не было.
Так продолжалось до 2012 года.
16.04.2012 г. Правительство РФ выпустило Постановление № 291 «о лицензировании медицинской деятельности». Для реализации этого Постановления Министерство здравоохранения РФ 11.03.2013г приняло Приказ № 121н. (Далее - Приказ)
В перечень работ (услуг) подлежащих лицензированию при оказании отдельных видов медицинской помощи, в соответствии с Приказом, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с требованиями, работы (услуги) по дезинфектологии включены в разделы: 2.1. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
5) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
3. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара;
2) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
5 при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях отделения экстренной медицинской помощи);
6. При оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
При этом перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включающий работы (услуги) по дезинфектологии не устанавливает ее состав.
Попытки применения норм, предусмотренных указанными документами, в части, касающейся лицензирования работ (услуг) по дезинфектологии вызвало множество вопросов и практически дезорганизовало деятельность организаций, осуществляющих не только дезинфекционную деятельность, но и вообще проводящих дезинфекцию в том или ином виде.
Причины сложившегося положения в следующем:
1) В соответствии с Приказом, подлежат лицензированию работы (услуги) по дезинфектологии, осуществляемые при оказании 7 видов медицинской помощи, в том числе: при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара; при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и других.
Не подлежат лицензированию работы (услуги) по дезинфектологии, осуществляемые при оказании 14 видов медицинской помощи, в том числе: при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара; при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях и других. При этом требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Минздравом России установлено не было.
В Статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано: медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Исходя из данной нормы, порядки оказания медицинской помощи устанавливаются на федеральном уровне, являются едиными и обязательными для всех медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Кроме того, порядки оказания медицинской помощи носят обязательный характер для исполнения всеми медицинскими организациями (п. 2 ст. 79 Закона № 323-ФЗ) Порядки оказания медицинской помощи являются нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти и должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, также они подлежат обязательному официальному опубликованию. Порядки оказания медицинской помощи, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Такие нормативно-правовые акты считаются не вступившими в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к медицинским организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1. этапы оказания медицинской помощи;
2. правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3. стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5. иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт оснащения медицинской организации является одной из составляющих любого порядка оказания медицинской помощи. Для каждой организационной единицы (кабинета, центра, отделения, поликлиника) медицинской организации того или иного профиля – установлены стандарты оснащения. Под оснащением медицинской организации следует понимать перечень медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для оказания медицинских услуг (выполнения работ). В соответствии с пп. «б» п. 4 и пп. «а» 5 Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» требования к оснащению медицинских организаций (в части медицинских изделий) является одним из лицензионных требований. Соблюдение медицинской организацией соответствующих порядков оказания медицинской помощи является самостоятельным лицензионным требованием в рамках упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 291. Несоблюдение лицензионных требований может повлечь применение соответствующих санкций к медицинским организациям.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

В приказе от 13 октября 2017 года № 804н Об утверждении номенклатуры медицинских услуг – услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции дезинфектологии отсутствуют.
В пункте 5 Постановления № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» указано, что Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58)
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
В условиях отсутствия установленных требований в целях лицензирования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а также отсутствия принятых Минздравом порядков оказания медицинской помощи по «дезинфектологии», составляющих медицинскую деятельность, встает вопрос о законности уже выданных лицензий, законности осуществляемой медицинскими организациями деятельности на основе данных лицензий и законности лицензионного контроля.
Хозяйствующие субъекты, не оказывающие медицинскую помощь населению, но оказывающие дезуслуги на различных объектах недвижимости, не могут получить законным способом лицензию на «медицинскую дезинфектологию», т.к.
1) она выдаётся (цитата из бланка лицензии на дезинфектологию) «При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии».
2) таким предприятиям присваивается Код ОКВЭД 81.29.1 «Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования» из раздела «деятельность по чистке и уборке», не из раздела «медицина».
3) не могут предъявить соблюдение порядков оказания медицинской помощи (так как данные работы не являются медицинской помощью), соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (так как данные работы не являются медицинскими услугами, а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 898 относятся к платным ветеринарным услугам), соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (так как дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные средства, применяемые при уничтожении бактерий, грызунов, насекомых и клещей (соответственно) не относятся к лекарственным средствам и находятся в свободной продаже в хозяйственных магазинах, а не в аптеках).
24.05.2018 Арбитражный Суд г.Москвы вынес Решение по делу № А40-9755/18-84-67. Суд согласился с доводами ФАС о том, что бездействие Минздрава России, выразившееся в неустановлении требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2) Ни в Положении, ни в Приказе нет четкого определения того, кто является получателем лицензии – только медицинские организации, либо медицинские организации и иные организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность по договору с медицинской организацией. Это привело к тому, что в одних регионах считали необходимым наличие лицензии только в медицинских организациях, в других – в организациях, оказывающих услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции. Это также на практике привело к полной неразберихе в регионах в силу субъективного толкования этого положения не только лицензирующими органами, но и ФАС, органами прокуратуры, судами.

3) В Приказе использован термин «дезинфектология», однако его содержание нигде не было установлено. Ни в нормативных, ни в методических документах не было определения термина «дезинфектология», в силу чего его трактовка в разных регионах претерпевала значительные субъективные изменения.
С 1 января 2017 года был введен в действие ГОСТ Р 56994-2016 «Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения». В нём указано:
2.1.3 дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
2.1.4 дезинфекционная деятельность: Деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением
2.2.22 неспецифическая профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний:Предупреждение инфекционных и паразитарных заболеваний путем воздействия на возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний вне организма человека, а также на переносчиков этих заболеваний.
2.1.7 дератизация: Умерщвление (уничтожение) с применением дератизационных средств грызунов, имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое значение либо приносящих экономический ущерб.
2.1.2 дезинсекция: Умерщвление членистоногих переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также имеющих санитарно-гигиеническое значение с использованием механических, физических, химических и биологических средств.
2.1.6 дезинфекция: Умерщвление (удаление, уничтожение) микроорганизмов - возбудителей инфекционных и паразитарных болезней - на (в) объектах с целью прерывания путей передачи эпидемического процесса.
4) Главным является то, что фактически Постановлением и Приказом «дезинфектология», а на деле «дезинфекционная деятельность», отнесена к числу видов деятельности, подлежащих лицензированию, пусть даже в случаях ее осуществления при оказании медицинской помощи. Это противоречит Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым (статья 12) установлен исчерпывающий Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Росздравнадзор в своем письме от 24.05.2013 № 16и-521/13 указал, что понятие «дезинфектология» в рамках Положения о лицензировании медицинской деятельности применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия только в рамках оказания медицинской помощи. Это следует из содержащегося в Положении о лицензировании медицинской деятельности определения медицинской деятельности. Из этого следует, что работы по дезинфектологии в составе санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи – это весьма ограниченные действия, например, дезинфекция операционного поля или инструментария, а не повсеместная борьба с членистоногими и грызунами (дезинсекция и дератизация).
Дератизацию и дезинсекцию, с полным правом, можно отнести к профилактическим мероприятиям, но не к санитарно-противоэпидемическим, которые направлены на ликвидацию очагов инфекционных заболеваний. Для этого, с помощью лабораторных анализов, должно быть доказано, что место обработки является очагом инфекционного заболевания и установлен его возбудитель. В этом случае проводят противоэпидемические мероприятия, которые являются функцией работы органов здравоохранения и проводят за счет средств местного или федерального бюджета. В рамках плана противоэпидемических мероприятий могут быть заключены хозяйственные договоры на уничтожение вредителей - носителей зоонозных заболеваний. Время, места проведения обработок против вредителей устанавливают так же представители органов здравоохранения. Подрядчики отвечают за снижение численности вредителей до допустимого уровня, установленного санитарными правилами. При этом, за снижение заболеваемости отвечают представители органов здравоохранения.
Следует обратить внимание на то, что медицинская лицензия выдается после получения санитарно-эпидемиологического заключения на помещения, в которых будет оказываться медицинская помощь. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на дезинфекционную деятельность не предусмотрена действующим законодательством.
В п. 8 Постановления № 291 указано, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
В приказе Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, утвердившем Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в т. ч. высокотехнологичной), скорой (в т. ч. скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, также не содержатся ссылки на такой вид медицинской деятельности, как выездные услуги по дезинфектологии, следовательно, выдача лицензии для выездных мероприятий по дезинфектологии, как вида медицинской деятельности, не предусмотрена действующим законодательством.
Пунктом 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (п. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ). Это следует так же из ответа ТО Росздравнадзора по Самарской области № 1079-04/2018-Г от 05.04.2018. В нём указано, что осуществление деятельности по адресам, не указанным в лицензии, противоречит принципам лицензионного контроля, установленным требованиями действующегозаконодательства о лицензировании.
Многочисленные обращения организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дезинфекционные услуги в Федеральную Антимонопольную службу привели к тому, что 26.04.2016 г. ФАС вынесла предписание Минздраву об отзыве писем о необходимости лицензирования услуг по дезинфектологии, оказываемых вне рамок медицинской помощи № ИА/26471/16
http://solutions.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-sotsialnoy-sfery-i-torgovli/ia-26471-16
09.06.2016 Минздрав опубликовал Письмо № 14-5/993, из которого следует, что мероприятия по дератизации, дезинсекции и дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии по «дезинфектологии».
15.01.2018 г. по делу А60-27966/2016 Верховный суд РФ вынес Определение, в котором приходит к выводу, что «В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность». С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности».
Данное Определение Верховного суда полностью противоречит Предупреждению ФАС РФ № ИА/26471/16 от 21.04.2016г., вынесенного в адрес Минздрава РФ и позиции Минздрава РФ в ответном письме № 14-5/993 от 09.06.2016г. на вышеизложенное Предупреждение ФАС, говорящих о том, что при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Никаких изменений в законодательстве РФ с момента выхода Предупреждения ФАС № ИА/26471/16 от 21.04.2016г. не произошло.
Из Письма Генеральной Прокуратуры от 19.03.2018г. № 76/1-592-2017 следует, что указанные судебные акты в силу процессуального законодательства обязательны только для лиц, участвующих в деле, в связи с чем правовая позиция, изложенная в названных Определениях Верховного Суда РФ, не носит общеобязательный характер и не обладает свойствами преюдиции в отношении неопределенного круга лиц.
В Определении от 15.01. 2018 г. по делу А60-27966/2016 Верховный суд РФ указывает на то, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы следует включить в понятие «медицинская деятельность», т. к. они являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями. Это противоречит ФЗ-323 от 21.11.2011 г., в котором разделены понятия «мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации» и «санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Так, пунктом 9 части 1 статьи 16 ФЗ-323 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены «организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Понятия «дератизация, дезинсекция, дезинфекция» и понятие «санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» так же разделены в ФЗ-52.
В части 2 статьи 50 названного Закона указано:
2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ:

об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ;
о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Вопрос внесения изменений в нормативную документацию, которой предусмотрено лицензирование дезинфектологии рассматривался в Верховном суде в 2015 году.
В Решении Верховного Суда РФ по делу № АКПИ15-728 от 09.09.2015 г. указано:
Медицинская деятельность Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2).
- В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Закон № 323-ФЗ) медицинская помощь определена, как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 названного Закона). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а так же искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
- Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяет, что следует понимать под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями. Это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также их ликвидацию. При этом подобные мероприятия могут выполняться в рамках как меддеятельности, так и мер, не относящихся к ней. В частности, это санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение. Поэтому доводы о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов меддеятельности, вследствие чего подлежат лицензированию, ошибочны.
- Из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках меддеятельности.

Т.е. Верховный Суд отказал истцу в признании п.3 Постановления 291 «О лицензировании медицинской деятельности» противоречащим действующему законодательству в части ограничения рамками медицинской помощи подлежащих лицензированию в составе медицинской деятельности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.


На настоящий момент надзорные органы (Прокуратура, Росздравнадзор) фактически получили возможность требовать лицензию по «дезинфектологии» не только у организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, а практически у любых субъектов предпринимательства (гостиниц, парикмахерских, столовых), т.к. в гостиницах проводят уборку полов с применением дезинфицирующих средств, в парикмахерских — проводят дезинфекцию инструментов, в столовых — моют посуду так же с применением дезсредств.

P.S: Что будет дальше? Закроются кафе и рестораны, гостиницы, автомойки и вообще все организации, использующие дезсредства в том, или ином виде в своей работе? Верховный Суд довел ситуацию с применением дезсредств до абсурда и бреда.
3 августа 2018 19:16
IP/Host: 37.9.146.--- Дата регистрации: 09.07.2018 Сообщений: 3
Re: Лицензирование дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
https://vsrf.ru/lk/practice/cases/10043132
Определение не разместили еще...
Определение Верховного суда АКПИ18-802 от 26 июля 2018 года. Санитарно противоэпидемические (профилактические) мероприятия могут проводиться как в рамках медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, так и вне этой деятельности. ВС ссылается на вступившее в законную силу решение по делу №АКПИ15-728, в котором говорится, что санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятия лицензируются только тогда, когда они оказываются в рамках оказания медицинской помощи. А медицинская помощь мы знаем что это. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ:
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
Вмешательство - это мед. работник и пациент и т.д.
19 октября 2018 15:41
IP/Host: 213.178.41.--- Дата регистрации: 09.07.2018 Сообщений: 3
Re: Лицензирование дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71955362/

Какая прелесть.
Верховный Суд РФ подтвердил, что лицо, указанное в ЕГРЮЛ как руководитель медорганизации, должно иметь высшее медицинское образование.

Это обусловлено лицензионным требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Кроме того, у руководителя медорганизации должно быть послевузовское и/или дополнительное профобразование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медобразованием в сфере здравоохранения; сертификат специалиста; дополнительное профобразование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"

а то понавыдавали лицензий всякой шушере...
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти