Для подготовки государственного задания на 2016 год федеральное государственное бюджетное учреждение использует постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания". Учреждение уплачивает налог на имущество и земельный налог пропорционально сданным в аренду площадям за счет иной приносящей доход деятельности. Объектом налогообложения для учреждения признается все имущество, в том числе сданное в аренду и переданное в безвозмездное пользование.
Имеет ли право учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания оплачивать налог на имущество в части имущества, переданного в безвозмездное пользование?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начиная с 2016 года устанавливается запрет на включение расходов на содержание переданного в безвозмездное пользование недвижимого и особо ценного движимого имущества в расчет при определении объема финансового обеспечения на выполнение государственного задания.
Содержание помещений, переданных в безвозмездное пользование (в том числе уплату имущественных налогов), целесообразно осуществлять учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.
Обоснование вывода:
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Размер субсидии, предоставляемой бюджетным учреждениям, рассчитывается в том числе и на основании нормативных затрат на содержание определенных видов имущества (это прямо установлено абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Положениями п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, сданного в аренду*(1).
А вот в отношении имущества, предоставляемого бюджетным учреждением в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержало.
Вопрос содержания имущества, переданного бюджетными учреждениями в безвозмездное пользование, всегда находится в "поле зрения" специалистов финансового ведомства. При этом в 2011 году они отмечали, что "...учредитель, принимающий решение о передаче такой площади в безвозмездное пользование другому учреждению, обязан решить вопрос и о том, кто будет осуществлять расходы на ее содержание..."
А в одних из последних разъяснений специалисты финансового ведомства высказали позицию о возможности не учитывать при определении размера финобеспечения расходы на содержание любого имущества, не используемого непосредственно при выполнении задания (письмо Минфина России от 27.01.2015 N 02-01-10/2613).
Начиная с 2016 года постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 640) установлен новый порядок формирования и финансового обеспечения госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ) в отношении федеральных госучреждений.
Новый порядок устанавливает запрет на включение расходов на содержание переданного в безвозмездное пользование недвижимого и особо ценного движимого имущества при определении нормативных затрат (п. 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (утверждено постановлением N 640)).
Таким образом, начиная с 2016 года содержание помещений, переданных в безвозмездное пользование, целесообразно осуществлять учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.
В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в силу ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В отношении возмещения ссудополучателем суммы налогов желательно иметь в виду следующую правовую позицию.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. По смыслу данной нормы обязанность уплачивать налоги является индивидуальной для каждого налогоплательщика и не может возлагаться им на других лиц, в том числе и по договору. Каждый налогоплательщик должен самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять оплату налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, письмо Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543).
По договору ссуды право собственности на предмет ссуды не переходит, поэтому все имущественные налоги (налог на имущество, земельный налог) должны уплачиваться именно ссудодателем (письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101).
Таким образом, ссудополучатель не обязан уплачивать налоги за ссудодателя (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2011 N Ф08-2936/11, Шестнадцатого ААС от 23.09.2011 N 16АП-2306/11). Соответственно, ссудодатели самостоятельно уплачивают соответствующие налоги за счет собственных средств.
В то же время нормы налогового и гражданского законодательства не запрещают соглашения о возмещении расходов по уплате налогов в соответствии с договорами возмещения затрат при передаче имущества в безвозмездное пользование (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009). Поэтому в настоящее время достаточно широкое распространение получила практика включения в договоры безвозмездного пользования условий о возмещении ссудополучателем сумм соответствующих налогов, уплачиваемых ссудодателем (смотрите, например, письма Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86, УФНС России по г. Москве от 09.01.2008 N 18-11/000184@, от 20.08.2007 N 20-05/078880.2). Более того, в настоящее время в ряде случаев обязанность ссудополучателей по компенсации указанных расходов прямо предусматривалось уполномоченными органами при определении порядка передачи в безвозмездное пользование объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
5 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите также п. 30 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527.