9 августа 2017 12:08
IP/Host: 188.168.252.--- Дата регистрации: 09.08.2017 Сообщений: 1
Оплата капитального ремонта
Добрый день!

Хотелось бы получить консультацию по следующей ситуации:

наша организация является государственным областным автономным учреждением, финансируемой за счёт средств федерального бюджета. В собственности нашей организации находятся первый и второй этажи многоквартирного дома. Нам приходят квитанции на ежемесячную оплату услуг по капитальному ремонту в фонд капитального ремонта. Но мы имеем право оплачивать только урегулированные договором отношения. Фонд капитального ремонта заключить договор отказывается, мотивируя это тем, что ст. 181 ЖК РФ неустановленна обязательность заключения договора, в отличие от его предыдущей редакции. К тому же квитанции – счёта – приходят нам стандартного вида, такие же как и для физических лиц: в прошлом году счета на оплату были отдельными для юридических лиц.

Как нам поступить в данной ситуации? Возможно ли принудить фонд капитального ремонта к заключению договора?
9 августа 2017 12:35
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Оплата капитального ремонта
Бюджетное учреждение здравоохранения владеет на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме. На основании договора учреждение получает квитанции на оплату капитального ремонта в фонд капитального ремонта многоквартирных домов "Региональный оператор".
По какой статье Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ возможно заключить данный договор для оплаты квитанции по капитальному ремонту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Бюджетные и автономные учреждения, владеющие на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, несут обязанности собственников таких помещений, в том числе вытекающие из положений главы 17 ЖК РФ.
При наличии принятого собственниками помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта должны заключаться учреждениями без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках.

Обоснование позиции:
В силу ст. 249 ГК РФ, ст.ст. 37, 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов каждого собственника помещения на содержание общего имущества определяется его долей в праве общей собственности на это имущество, которая пропорциональна размеру площади помещения. Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Поэтому право оперативного управления наравне с правом собственности возлагает на субъект, обладающий данным правом, бремя содержания имущества (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 26.07.2010 N А06-5979/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу N А33-15263/2009), включая обязанность нести расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома (смотрите также ч. 2 ст. 154, ст.ст. 155, 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 N 15АП-13771/14, от 05.03.2014 N 15АП-1492/14, от 07.08.2012 N 15АП-8193/12, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 N 19АП-4717/14).
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно выбрать способ формирования фонда капитального ремонта. Одним из таких способов является перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в этот срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, если такое решение было принято за них органом местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Такой договор заключается в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Возможность участия отдельных собственников помещений многоквартирного дома в расходах на организацию проведения капитального ремонта при таких обстоятельствах на каких-либо индивидуальных условиях Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, помимо прочего, на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а из п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ следует, что контракты являются гражданско-правовыми договорами, к которым применяются нормы ГК РФ, если специальным законом не установлено иного.
Закон N 44-ФЗ специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме, не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 этого Закона) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ. С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным в том числе и для учреждения, владеющего помещением в таком доме на праве оперативного управления.
Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у учреждения в силу норм специального закона - Жилищного кодекса РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом - региональным оператором и по существу независимо от воли учреждения: соответствующее решение не только принимается не учреждением, но и не может быть исполнено им с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, как нам представляется, заключение учреждением, владеющим на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, договора, указанного в ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ (а в случае с автономным учреждением - Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
В заключение отметим, что приведенная выше позиция является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, правоприменительной практики по заданному Вами вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минэкономразвития и ФАС России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ прошел контроль качества

24 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

В соответствии с частью 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (то есть с 01.12.2014).
Некоммерческая организация заключает договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта только с собственниками помещений.
Бюджетное учреждение Министерства здравоохранения и социального развития республики не может заключить договор с некоммерческой организацией на формирование фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, так как не является собственником помещения, расположенного в подвале жилого шестиэтажного кирпичного дома (назначение - нежилое, общая площадь - 266,60 кв. м., этаж-подвал), и не может оплачивать взносы на капитальный ремонт. Нежилое помещение принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
С кем заключается договор на формирование фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта? Кто оплачивает взносы на капитальный ремонт?
Подпадает ли заключение указанного договора под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Бюджетное учреждение, владеющее на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме, несет обязанности собственника такого помещения, в том числе обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
При наличии принятого собственниками помещений в многоквартирном доме либо органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора договоры о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта должны заключаться бюджетным учреждением без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт является обязанностью собственников многоквартирных домов (ч. 1 ст. 169 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, в том числе и обязанность осуществлять взносы на капитальный ремонт (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 26.07.2010 N А06-5979/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу N А33-15263/2009, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 N Ф04-5242/12, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 N 17АП-273/12, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2013 N А60-42225/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-6983/12).
Таким образом, бюджетное учреждение, владеющее на праве оперативного управления нежилыми помещениями в многоквартирном жилом доме, несет обязанности собственника такого помещения, в том числе обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно выбрать способ формирования фонда капитального ремонта. Одним из таких способов является перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. В случае, когда собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в этот срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, если такое решение было принято за них органом местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Такой договор заключается в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. Возможность участия отдельных собственников помещений многоквартирного дома в расходах на организацию проведения капитального ремонта при таких обстоятельствах на каких-либо индивидуальных условиях Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме (в том числе на праве оперативного управления), не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ.
С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным в том числе и для учреждения, владеющего помещением в таком доме на праве оперативного управления. Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у учреждения в силу норм специального закона - Жилищного кодекса РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом - региональным оператором и по существу независимо от воли учреждения: соответствующее решение не только принимается не учреждением, но и не может быть исполнено им с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, заключение учреждением, владеющим на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном жилом доме, договора, указанного в ч. 1 ст. 181 ЖК РФ, не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ. В заключение отметим, что, к сожалению, правоприменительной практики по заданному Вами вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минэкономразвития и ФАС России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

23 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
14 января 2018 22:03
IP/Host: 46.160.154.--- Дата регистрации: 28.02.2016 Сообщений: 2 134
Re: Оплата капитального ремонта
Спрошу здесь, дабы не создавать новую тему.
Товарищем был подан административный иск в суд о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, так как данным заключением МКЖД признан аварийным и подлежащим сносу. Если суд по ход-ву истца назначит свою судебную экспертизу, то возможна ли оплата этой экспертизы за счёт средств, собранных жильцами МКЖД на капитальный ремонт? Нигде не нашел данной регламентации.




Редактировано 4 раз(а). Последний раз 2018-01-14 22:07 пользователем alexis.
14 января 2018 22:22
IP/Host: 46.39.47.--- Дата регистрации: 29.04.2008 Сообщений: 14 844
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
alexis
Если суд по ход-ву истца назначит свою судебную экспертизу, то возможна ли оплата этой экспертизы за счёт средств, собранных жильцами МКЖД на капитальный ремонт?
Пусть собирают, скидываются, а ему передают под целевое Соглашение. Оплачивать будет он. Если назначат, конечно...


Красная точка лазерного прицела на вашем лбу - это тоже чья-то точка зрения.
14 января 2018 22:44
IP/Host: 46.160.154.--- Дата регистрации: 28.02.2016 Сообщений: 2 134
Re: Оплата капитального ремонта
Ясно, спасибо. Подскажу.
14 января 2018 23:06
IP/Host: 46.39.47.--- Дата регистрации: 29.04.2008 Сообщений: 14 844
Re: Оплата капитального ремонта
Всегда пожалуйста.


Красная точка лазерного прицела на вашем лбу - это тоже чья-то точка зрения.
4 декабря 2018 22:56
IP/Host: 46.62.20.--- Дата регистрации: 04.12.2018 Сообщений: 4
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
Dmitrij
Фонд капитального ремонта заключить договор отказывается, мотивируя это тем, что ст. 181 ЖК РФ неустановлена обязательность заключения договора
Аналогичный вопрос, тк речь о нежилом помещении, которое используется в предпринимательской деятельности. Списывать в расходы хотелось бы оплату.
5 декабря 2018 09:27
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Оплата капитального ремонта
Аналогичный вопрос
читаем второе сообщение в теме, там все написано.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
5 декабря 2018 12:51
IP/Host: 46.62.20.--- Дата регистрации: 04.12.2018 Сообщений: 4
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
Анна_Сергеевна
читаем второе сообщение в теме, там все написано
Я вижу про ФЗ о закупках, к нам они отношения не имеют.
А списывать в расходы на усн 15 хотелось бы и их.
По всем остальным коммунальным платежам проблем нет, заключены договоры на ИП,
электроэнергия, отопление, водоканал, вывоз мусора,
одни эти герои не желают выставлять счет на ИП по адресу регистрации, заключить договор на ИП.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2018-12-05 12:54 пользователем Софья_П.
5 декабря 2018 13:09
IP/Host: 91.242.170.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
Софья_П
А списывать в расходы на усн 15 хотелось бы и их.
Так никто и не мешает. Включайте в пределах выставленных счетов, никогда у налоговой вопрос о необходимости наличия подписанного договора не возникало.
5 декабря 2018 14:34
IP/Host: 46.62.20.--- Дата регистрации: 04.12.2018 Сообщений: 4
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
harted1
Так никто и не мешает. Включайте в пределах выставленных счетов, никогда у налоговой вопрос о необходимости наличия подписанного договора не возникало.
выставлено на ФЛ. за 20 лет работы у меня лично проверяли первичку
6 декабря 2018 07:15
IP/Host: 91.242.170.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
Софья_П
выставлено на ФЛ. за 20 лет работы у меня лично проверяли первичку
ИП и ФЛ - это один и тот же субъект. В счете же указано помещение, по которому начисляются взносы, факт использования его в предпринимательской деятельности думаю подтвердить сможете.
26 декабря 2018 11:57
IP/Host: 213.24.132.--- Дата регистрации: 04.12.2018 Сообщений: 4
Re: Оплата капитального ремонта
Сообщение от
harted1
В счете же указано помещение, по которому начисляются взносы, факт использования его в предпринимательской деятельности думаю подтвердить сможете.

Логично, но счета они не желают присылать на мой адрес в город регистрации, поэтому счета я не получаю
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти