18 июля 2017 10:56
IP/Host: 10.18.5.--- Дата регистрации: 18.07.2017 Сообщений: 7
Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Добрый день! Подскажите пожалуйста, не передавали показания счетчиков воды 5 месяцев. 4 месяца приходили квитанции с начислением по среднему, а на 5й месяц квитанция с начисление по нормативу. Написали заявление на перерасчет, поступил отказ, аргумент "У вас с 2013 года не было поверки счетчиков". Об этом мы не знали, т.к. никто не предупреждал. На ком лежит обязанность поверки счетчиков? С какого месяца должны начислять по нормативу? Правомерны ли их начисления? Спасибо.
18 июля 2017 12:35
IP/Host: 80.83.238.--- Дата регистрации: 26.06.2014 Сообщений: 4 052
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Поверку осуществляет собственник.
Предупредить могут, но не обязаны.
Без поверки начисляются по нормативу.
18 июля 2017 14:57
IP/Host: 10.18.5.--- Дата регистрации: 18.07.2017 Сообщений: 7
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Спасибо! Можно еще вопрос. Поверку осуществляет собственник. -А если квартира не приватизирована, то наниматель?
Без поверки начисляются по нормативу. -То есть еще с 2013 года должны были начислять по нормативу?
18 июля 2017 15:35
IP/Host: 89.254.138.--- Дата регистрации: 19.03.2017 Сообщений: 378
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Снимать показания обязана УО два раза в год. Почему у вас этого не делали ?
18 июля 2017 15:39
IP/Host: 10.18.5.--- Дата регистрации: 18.07.2017 Сообщений: 7
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Из УО никто не приходил для снятия показаний счетчиков, также не было звонков от УО.
18 июля 2017 15:53
IP/Host: 91.242.171.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Сообщение от
nikolaola
Спасибо! Можно еще вопрос. Поверку осуществляет собственник. -А если квартира не приватизирована, то наниматель?
Да.
Сообщение от
nikolaola
Без поверки начисляются по нормативу. -То есть еще с 2013 года должны были начислять по нормативу?
Со срока истечения межповерочного интервала. Он определяется в документации на счетчик.
18 июля 2017 17:06
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Снимать показания обязана УО два раза в год. Почему у вас этого не делали ?
может, у них "договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета".


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
18 июля 2017 17:21
IP/Host: 89.254.138.--- Дата регистрации: 19.03.2017 Сообщений: 378
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Согласно постановлению правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Управляющая организация должна не реже 1-х раза в 3 месяца снимать показания приборов учета
19 июля 2017 00:03
IP/Host: 80.83.238.--- Дата регистрации: 26.06.2014 Сообщений: 4 052
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Наниматель не обязан, только собственник. Пишите заявление в муниципалитет, на поверку или установку нового ПУ.
19 июля 2017 06:41
IP/Host: 91.242.171.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Сообщение от
Лиса-Алиса, 8
Наниматель не обязан, только собственник. Пишите заявление в муниципалитет, на поверку или установку нового ПУ.
Как раз поверку обязан делать наниматель. Вот установку/замену да, собственник. Но если существует техническая возможность поверки без демонтажа и монтажа счетчика - то это обязанность нанимателя.
Сообщение от
Nikolaj
Согласно постановлению правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Управляющая организация должна не реже 1-х раза в 3 месяца снимать показания приборов учета
Откуда это?
г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях);
Разницу между "не реже" и "не чаще" понимаете?




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2017-07-19 06:43 пользователем harted1.
19 июля 2017 07:19
IP/Host: 77.82.21.--- Дата регистрации: 26.06.2014 Сообщений: 4 052
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Сообщение от
harted1
Как раз поверку обязан делать наниматель.

Откуда это? В ст. 67 ЖК, законе об энергосбережении ни слова о такой обязанности. Почему наниматель должен поверять то, что ему не принадлежит, к текущему ремонту поверка не относится.
В данном, конкретном случае, нанимателю выгодно самому устранить неисправность, а не ждать милости собственника, но все же, хотелось бы знать вашу аргументацию?
19 июля 2017 09:30
IP/Host: 91.242.171.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Сообщение от
Лиса-Алиса, 8
Откуда это? В ст. 67 ЖК, законе об энергосбережении ни слова о такой обязанности. Почему наниматель должен поверять то, что ему не принадлежит, к текущему ремонту поверка не относится.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 2, подпункта "д" пункта 34, пунктов 59, 59(1), 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1190).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Гражданка Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца пятнадцатого пункта 2 Правил в части понятия "потребитель" в той мере, в какой данное понятие обязывает нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей вступать в договорные отношения с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросу предоставления коммунальных услуг; подпункта "д" пункта 34 Правил в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета; пунктов 59, 59(1), 60 Правил в части того, что данные нормы устанавливают гражданско-правовую ответственность нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей за отказ от права передавать показания приборов учета коммунальных услуг при отсутствии последствий нарушения прав иных лиц; за нарушение сроков передачи показаний приборов учета коммунальных услуг, установленных договорами, стороной которых они не являются; за нарушение порядка и сроков обслуживания, поверки, замены, установки, ввода в эксплуатацию и утрату приборов учета коммунальных услуг.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Б. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 14 октября 2014 г. N СП-П9-7699).
Представитель Правительства Российской Федерации Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 2 Правил "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Доводы заявителя о том, что приведенное в Правилах понятие "потребитель" позволяет на его основе формировать незаконные договорные отношения между управляющими и ресурсоснабжающими организациями и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами их семей, являются несостоятельными.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителем признает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Жилищный кодекс Российской Федерации употребляет термин "потребитель коммунальных услуг" применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что следует из содержания части 1 статьи 157 данного Кодекса.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Следовательно, определение понятия "потребитель", содержащееся в Правилах, соответствует действующему законодательству, и использование понятийного аппарата в нормативном правовом акте не может рассматриваться как нарушение прав нанимателей жилых помещений и членов их семей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Доводы заявителя о противоречии подпункта "д" пункта 34 Правил статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права.
Подпунктом "д" пункта 34 Правил регламентируются отношения, связанные с проведением проверок приборов учета. Перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанный в части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является закрытым. В соответствии с частью 4 статьи 67 данного Кодекса наниматель жилого помещения, помимо указанных в части 3 этой статьи обязанностей, несет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и договором социального найма.

Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения определяются в договоре найма, в том числе в договоре социального найма, для нанимателя жилого помещения по такому договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
В силу пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные вышеназванными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 названных Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 данных Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 59(1) Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в пункте 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 указанных Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, пункт 59 Правил устанавливает предельное количество расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом.
Пункт 59(1) Правил определяет порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, а в пункте 60 Правил установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по истечении указанного в пункте 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов.
Определение положениями Правил порядка расчета внесения платы за коммунальные услуги не может рассматриваться как установление гражданско-правовой ответственности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 2, подпункта "д" пункта 34, пунктов 59, 59(1), 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
19 июля 2017 09:32
IP/Host: 91.242.171.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю.,
Горчаковой Е.В.
при секретаре Пулине А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Болговой О.А. о признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 2, подпункта "д" пункта 34, пунктов 59, 59(1), 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
по апелляционной жалобе Болговой О.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Непомнящего А.Ю., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, опубликованным 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 22, и 1 июня 2011 г. в "Российской газете", утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Болгова О.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просила признать недействующими следующие положения Правил: абзац пятнадцатый пункта 2 - в той мере, в какой определенное им понятие "потребитель" обязывает нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей вступать в договорные отношения с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросу предоставления коммунальных услуг; подпункт "д" пункта 34 - в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета; пункты 59, 59(1), 60 - в той мере, в какой они устанавливают гражданско-правовую ответственность нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей за отказ от права передавать показания приборов учета коммунальных услуг при отсутствии последствий нарушения прав иных лиц; за нарушение сроков передачи показаний приборов учета коммунальных услуг, установленных договорами, стороной которых они не являются; за нарушение порядка и сроков обслуживания, поверки, замены, установки, ввода в эксплуатацию и утрату приборов учета коммунальных услуг. Как указал заявитель, оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Болгова О.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что выводы суда о законности оспариваемых положений Правил не соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Болгова О.А., надлежаще извещенная, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Абзац пятнадцатый пункта 2 Правил определяет понятие "потребитель", используемое в Правилах, как лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, по смыслу приведенного законоположения, под потребителями коммунальных услуг понимаются собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Пункт 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, также употребляет понятие потребителя коммунальных услуг, не ограничивая его содержание только собственниками помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Части 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги граждан, являющихся в том числе нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива, собственниками жилых помещений.
В отношении нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что они вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 этой статьи.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
С учетом изложенного Верховный Суд Российской Федерации правильно указал в обжалуемом решении, что определение понятия "потребитель", содержащееся в Правилах, соответствует действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушающее права нанимателей жилых помещений по договору социального найма и членов их семей.
Подпункт "д" пункта 34 Правил определяет, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оспариваемая заявителем обязанность потребителя по обеспечению проведения поверок указанных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, неразрывно связана с закрепленной подпунктом "г" пункта 34 Правил обязанностью потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2013 г. по делу N АКПИ12-1631 требование о признании подпункта "г" пункта 34 Правил недействующим оставлено без удовлетворения.
Необеспечение проведения поверок приборов учета в сроки, указанные в технической документации на прибор учета, препятствует установлению их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Между тем показания приборов учета используются для определения объема потребленных коммунальных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.
Оспариваемое положение пункта 34 Правил согласуется как с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно пункту 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения; б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд; в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 59(1) Правил предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил по истечении указанного в пункте 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В обжалуемом решении правомерно указано, что вопреки утверждению заявителя о закреплении пунктами 59, 59(1), 60 Правил гражданско-правовой ответственности нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей Правила в приведенной части регламентируют порядок расчета платы за коммунальные услуги и содержание этого порядка не дает оснований рассматривать его как установление гражданско-правовой ответственности.
Ответственности исполнителя и потребителя посвящен раздел XVI Правил, определяющий в пунктах 158 - 160, что потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за: а) невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги; б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме).
Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вред, причиненный потребителем жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме), подлежит возмещению потребителем по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, не противоречит нормам большей юридической силы, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно принял решение об отказе в удовлетворении заявления.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Болговой О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Е.В.ГОРЧАКОВА
19 июля 2017 09:37
IP/Host: 91.242.171.--- Дата регистрации: 24.08.2015 Сообщений: 1 760
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2017 г. по делу N 33-11753

Судья Пшеницина Г.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Мухортых Е.Н.,
судей Исюк И.В., Удова Б.В.,
при секретаре М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя истца ГБУ "Жилищник района Старое Крюково" по доверенности Е., по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчика Н. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2016 года, которым постановлено:
иск Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Жилищник района Крюково" к Н., К.А., К.М. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги удовлетворить частично.
Взыскать с Н., К.А., К.М. в пользу Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Жилищник района Крюково" солидарно задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере **** руб. **** коп., пени в размере **** руб. **** коп., судебные расходы в размере **** рублей *** копеек, а всего взыскать денежную сумму в размере ****** (*************) рубля *** копеек,

установила:

ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково" обратилось в суд с иском к Н., К.А., К.М. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января по март, май - июнь, с августа по декабрь 2015 года, с января по сентябрь 2016 года в размере ****** руб. *** коп., пени в размере ****** руб. *** коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере ******** руб. *** коп.
В обоснование требований указал, что на основании договора социального найма ответчики занимают жилое помещение, расположенное по адресу: *************************. Ответчики, проживая по указанному адресу, пользуются жилищно-коммунальными услугами и уклоняются от их оплаты, в связи с чем, за ними числится задолженность, которую истец просит взыскать в судебном порядке.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково" не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 4).
Ответчик Н. в судебном заседании суда первой инстанции просила в иске отказать, ссылаясь на то, что договор управления многоквартирным домом ею с истцом не заключался; истец не доказал, что он предоставлял ей жилищно-коммунальные услуги; в период капитального ремонта дом находился в аварийном состоянии, в связи с чем она не должна платить за услуги ненадлежащего качества; управляющая компания незаконно выставляет счета по квартплате без учета показаний ИПУ, ссылаясь на истечение межповерочного интервала, полагала, что счетчики в ее квартире должна менять управляющая компания, поскольку является собственником данной квартиры, а ответчики пользуются ею по договору социального найма.
Ответчики К.А., К.М. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не представили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласились обе стороны.
Представитель истца ГБУ "Жилищник района Старое Крюково" по доверенности Е. в апелляционной жалобе указывает о несогласии с уменьшением размера взысканной неустойки, ссылаясь на то, что размер неустойки не может быть ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчик Н. ссылается на то, что она не обязана оплачивать жилищно-коммунальные услуги, которые ей истцом не оказывались либо оказывались ненадлежащего качества; управляющая компания незаконно выставляет счета по квартплате без учета показаний ИПУ.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково", ответчики К.А., К.М., Н. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, ответчик Н. направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и дополнений к ним, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу требований ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, на основании договора социального жилого помещения N 3998-пфлс от 13.02.2006 ответчики Н., К.А., К.М. занимают жилое помещение помещение, расположенное по адресу: г. ********************* кв. 21 (л.д. 7 - 9, 67 - 67а).
Согласно сводной ведомости, а также справке о финансовом состоянии лицевого счета по адресу: г.************ ответчики Н., К.А., К.М. имеют задолженность оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января по март, май - июнь, с августа по декабрь 2015 года, с января по сентябрь 2016 года в размере 160032 руб. 71 коп. (л.д. 14 - 20, 21 - 44).
Истец ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково" является управляющей организацией по оказанию коммунальных услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. ************************* (л.д. 45 - 53), что подтверждается договором управления многоквартирным домом N ************* от ********.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 10, 11, 67, 68, 69, 71, 153, 154, 155 ЖК РФ, исходя из того, что ответчиками не доказан факт неоказания истцом услуг по содержанию жилого дома и проведению текущего ремонта, либо оказания данных услуг ненадлежащего качества, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиками данных услуг, пришел к выводу о том, что у ответчиков имеется задолженность по жилищно-коммунальным услугам, в связи с чем взыскал солидарно в пользу истца с ответчиков задолженность по оплате указанных услуг за период с января по март, май - июнь, с августа по декабрь 2015 года, с января по сентябрь 2016 года в размере *********** руб. *** коп.
Отклоняя как несостоятельный довод ответчика Н. о том, что качество жилищно-бытовых услуг ее не устраивает, поскольку в период проведения капитального ремонта дома корпус находился в аварийном состоянии, в связи с чем, она не должна оплачивать услуги ненадлежащего качества, суд обоснованно указал, что исходя из представленных ответчиком документов, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 14 (л.д. 74 - 79) усматривается, что капитальный ремонт дома имел место в 2012 году, проводился в рамках государственного контракта, заключенного ГУ "УКРиС" с подрядными организациями, а задолженность по оплате коммунальных услуг истцом рассчитана за период с января 2015 года.
С доводом ответчика о том, что поскольку она не заключала договор с управляющей компанией, то не должна вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, суд также не согласился, правильно указав, что в данном случае имеет место заключение потребителем договора с исполнителем посредством совершения конклюдентных действий.
Исходя из положений п. п. 3.4.1 и 3.4.2 "Порядка установки индивид приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов", утвержденного первым зам. Правительства Москвы 12 октября 2007 года, суд не согласился и с доводами ответчика о том, что приборы учета воды в квартире должна менять управляющая компания, поскольку ответчики не являются собственниками данной квартиры, а используют ее по договору социального найма. Суд правильно указал, что данный довод противоречит действующему законодательству, согласно которому, при истечении межповерочного интервала ИПУ оплата его поверки должна производиться лицами, в пользовании которых находятся ИПУ - то есть нанимателем Н. и членами ее семьи К.А. и К.М.
Исходя из положений п. 2 ст. 80, пп. 81.12, 81.13 Правил предоставления коммунальных услуг, суд отметил, что несоблюдение требований о проведении поверки, влечет прекращение использования прибора для коммерческого учета при начислении платы за коммунальные услуги до даты возобновления учета коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, (квартирного), комнатного прибора учета. При этом суд учел, что ответчик в судебном заседании не отрицала, что проверка ИПУ ни ею, ни другими пользователями квартиры не производилась и коммунальные услуги за указанный в исковом заявлении период оплачивались не в полном объеме.

С вышеприведенными выводами суда коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Между тем, руководствуясь пунктом 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, ст. 333 ГК РФ и разрешая требования о взыскании с ответчиков пени за неисполнение обязанности по уплате жилищно-коммунальных услуг в общей сумме 10298 рублей 35 копеек, принимая во внимание расчет пени, представленный истцом, материальное положение ответчиков, факт частичной оплаты задолженности по жилищно-коммунальным услугам в неоспариваемом ответчиками размере, суд посчитал возможным снизить размер пени и взыскать с ответчиков в пользу истца солидарно пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере ********* руб. и понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере ******** руб. *** коп., что соответствует взыскиваемой сумме в размере ******** руб. *** коп.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части подлежащей взысканию суммы пени, исходя из нижеследующего.
Истцом в апелляционной жалобе оспаривается правомерность снижения судом размера предъявленной к взысканию неустойки.
Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-Ф), лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ), лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В статье 333 ГК РФ закреплено право суда уменьшить неустойку в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с п. п. 73, 75, 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24 марта 2016 года "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Если заявлены требования о взыскании неустойки, установленной договором в виде сочетания штрафа и пени за одно нарушение, а должник просит снизить ее размер на основании статьи 333 ГК РФ, суд рассматривает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств исходя из общей суммы штрафа и пени.
Непредъявление кредитором в течение длительного времени после наступления срока исполнения обязательства требования о взыскании основного долга само по себе не может расцениваться как содействие увеличению размера неустойки.
Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 1 статьи 395 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно пункту 6 статьи 395 ГК РФ, если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п. 72 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (статья 387 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Таким образом, снижение неустойки ниже однократной учетной ставки Банка России на основании соответствующего заявления ответчика допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счет того, что размер платы за пользование денежными средствами, предусмотренный условиями обязательства (заем, кредит, коммерческий кредит), значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты.
В данном случае таких обстоятельств нет.
Определение судом взыскиваемой неустойки в размере ниже ставки рефинансирования и учетной ставки Банка России, действовавших в период просрочки обязательств, влечет во всяком случае нарушение баланса прав и интересов сторон.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении дела не учел указанные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем неправильно применил положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи решение суда подлежит изменению, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию солидарно неустойка в размере не ниже ставки рефинансирования (средней ставки банковского процента по вкладам физлиц, ключевой ставки Банка России), действовавшей в период просрочки обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По 31.05.2015 при расчете процентов число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, после 01.06.2015 - по фактическому количеству дней в периоде.
До 01.06.2015 размер процентов определялся ставкой рефинансирования ЦБ РФ. С 01.06.2015 до 01.08.2016 размер процентов на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ определяется существующими в месте жительства (нахождения) кредитора средними ставками банковского процента по вкладам физлиц, имевшими место в соответствующие периоды. С 01.08.2016 размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России.
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за январь 2015 года в размере ************ руб. за период с 11.02.2015 по 22.02.2016 (378 дней) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 15% составляет *********** руб. (5 651, 95 руб. x 378 дней x 15% / 360).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за январь 2015 года в размере 2 851, 95 руб. (с учетом внесенной 23.02.2016 оплаты в сумме 2 800 руб.) за период с 23.02.2016 по 13.10.2016 (233 дня) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 15% составляет 276, 88 руб. (2 851, 95 руб. x 233 дня x 15% / 360).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за февраль 2015 года в размере ************ руб. за период с 11.03.2015 по 13.10.2016 (583 дня) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 15% составляет ************ руб. (6 525, 98 руб. x 583 дня x 15% / 360).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за март 2015 года в размере ********** руб. за период с 11.04.2015 по 25.04.2016 (380 дней) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 14% составляет ************ руб. (*********** руб. x 380 дней x 14% / 360).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за март 2015 года в размере ******** руб. (учитывая оплату 26.04.2016 в сумме ****** руб. (***** руб. - ***** руб.)) за период с 26.04.2016 по 13.10.2016 (170 дней) исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 14% составляет ******* руб. (******8 руб. руб. x 170 дней x 14% / 360).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за май 2015 года в размере ************ руб. за период с 11.06.2015 по 13.10.2016 (124 дня) исходя из средней ставки банковского процента по вкладам физлиц - 11,8% составляет *********** руб. (**********8 руб. x 124 дня x 11,8% / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за июнь 2015 года в размере ************* руб. за период с 11.07.2015 по 13.10.2016 (94 дня) исходя из средней ставки банковского процента по вкладам физлиц - 11,7% составляет ***** руб. (******** руб. x 94 дня x 11,7% / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за август 2015 года в размере ***********8 руб. за период с 11.09.2015 по 10.10.2015 (29 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет 73, 06 руб. (**********88 руб. x 29 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за август 2015 года в размере ********** руб. (с учетом оплаты 11.10.2015 в сумме ****** руб.) за период с 11.10.2015 по 13.10.2016 (368 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ******* руб. (************ руб. x 368 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за сентябрь 2015 года в размере *********** руб. за период с 11.10.2015 по 13.10.2016 (368 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ********** руб. (************* руб. x 368 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за октябрь 2015 года в размере ********* руб. за период с 11.11.2015 по 13.10.2016 (337 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ************ руб. (************ руб. x 337 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за ноябрь 2015 года в размере ********** руб. за период с 11.12.2015 по 13.10.2016 (307 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ********* руб. (********** руб. x 307 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за декабрь 2015 года в размере ********** руб. за период с 11.01.2016 по 13.10.2016 (276 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет *** руб. (*********** руб. x 276 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за январь 2016 года в размере 9 859,20 руб. за период с 11.02.2016 по 13.10.2016 (245 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет 727, 96 руб. (9 859,20 руб. x 245 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за февраль 2016 года в размере 8 562, 61 руб. за период с 11.03.2016 по 13.10.2016 (216 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ********** руб. (************ руб. x 216 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за март 2016 года в размере *********** руб. за период с 11.04.2016 по 13.10.2016 (185 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет **********8 руб. (11 626, 56 руб. x 185 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за апрель 2016 года в размере **********888 руб. за период с 11.05.2016 по 13.10.2016 (155 дней) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет *********** руб. (************* руб. x 155 дней x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за май 2016 года в размере ************ руб. за период с 11.06.2016 по 13.10.2016 (124 дня) исходя из ключевой ставки Банка России - 11,0% составляет ********** руб. (*********** руб. x 124 дня x 11 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за июнь 2016 года в размере ********* руб. за период с 11.07.2016 по 13.10.2016 (94 дня) исходя из ключевой ставки Банка России - 10,5% составляет ********** руб. (************ руб. x 124 дня x 10,5 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за июль 2016 года в размере ********** руб. за период с 11.08.2016 по 13.10.2016 (63 дня) исходя из ключевой ставки Банка России - 10,5% составляет 206, 01 руб. (********** руб. x 63 дня x 10,5 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за август 2016 года в размере ********* руб. за период с 11.09.2016 по 13.10.2016 (32 дня) исходя из ключевой ставки Банка России - 10,5% составляет 158, 13 руб. (********* руб. x 32 дня x 10,5 / 365).
Размер неустойки за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за сентябрь 2016 года в размере ********* руб. за период с 11.10.2016 по 13.10.2016 (2 дня) исходя из ключевой ставки Банка России - 10,0% составляет ******** руб. (*********** руб. x 2 дня x 10,0 / 365).
Всего, размер неустойки, расчет которой произведен по правилам ст. 395 ГК РФ, за период с 11.02.2015 по 13.10.2016 составляет 12 017, 95 руб.
Истец просит взыскать с ответчиков предусмотренные п. 14 ст. 155 ЖК РФ пени за указанный период ************* руб., что не превышает размер неустойки, рассчитанной из ставки рефинансирования, средней ставки банковского процента по вкладам физлиц и учетной ставки Банка России, действовавших в период просрочки обязательства.
В этой связи, с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, коллегия считает, что с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию солидарно неустойка за нарушение срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в сумме *********** руб.
Также коллегия считает, что судом неправильно применены положения ст. 98 ГПК РФ при взыскании с ответчиков расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскивая расходы по оплате государственной пошлины в сумме ****** руб., пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, суд не учел разъяснения, содержащиеся в пункте 9 Постановления Пленума от 22.11.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым, в случае, если размер заявленной неустойки снижен судом по правилам статьи 333 ГК РФ на основании заявления ответчика, расходы истца по государственной пошлине не возвращаются в части сниженной суммы из бюджета и подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее снижения.
Принимая во внимание тот факт, что истец от иска в части взыскания суммы основного долга не отказывался, а уменьшение судом на основании ст. 333 ГК РФ размера заявленной ко взысканию неустойки не свидетельствует о том, что истцу в данной части исковых требований отказано и не лишает его права на возмещение понесенных им расходов за счет ответчиков, расходы, понесенные на оплату госпошлины при подаче искового заявления в суд, в данном случае подлежат возмещению в полном объеме.
В этой связи, решение в указанной части также подлежит изменению, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию солидарно расходы по оплате государственной пошлины в размере ********** руб. *** коп.
Что касается доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчика Н., то они основанием к отмене или изменению решения суда не являются.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что иск подписан и предъявлен в суд ненадлежащим лицом на основании выданной директором ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково" доверенности, тогда как, представлять интересы Учреждения вправе лишь его учредитель - префект ЗелАО г. Москвы, не может быть принят во внимание. Как правильно установлено судом первой инстанции, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково" является управляющей организацией по оказанию коммунальных услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва ************, что подтверждается договором управления многоквартирным домом N ************** от 01.03.2012. Согласно Уставу ГБУ г. Москвы "Жилищник района Старое Крюково", Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом органе города Москвы, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уставом закреплено, что директор выдает доверенность на право представительства от имени Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вследствие неоконченного капитального ремонта дом находился в аварийном состоянии, в связи с чем она не обязана оплачивать жилищно-коммунальные услуги, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и своего подтверждения не нашли. Напротив, из дела следует, что в декабре 2012 года подрядчик ООО "Крона" представил в ГУ "УКРиС" г. Москвы акты о приемке выполненных работ, которые заказчиком были утверждены и работы оплачены. Государственной комиссией, утвержденной директором ГУ "УКРиС" г. Москвы, составлен акт о принятии работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. *********************. В рассматриваемом случае истцом предъявлена ко взысканию задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в период с января 2015 года по сентябрь 2016 года, то есть после окончания ремонта дома.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе, сводящиеся к отсутствию обязанности по оплате задолженности в связи с тем, что договор с истцом на приобретение коммунальных ресурсов ответчиком не заключался, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Как указано выше, истец является управляющей организацией, которая как лицо, несущее ответственность перед проживающими в домах гражданами - потребителями за предоставление коммунальных услуг, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункты "а", "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Ответчик, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих представленный истцом расчет задолженности, не представил. Имеющийся в материалах дела расчет задолженности подтверждается, в том числе сводной ведомостью начислений и оплат за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги. Из материалов дела следует, что дом, в котором проживают ответчики, оборудован общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения. В квартире ответчиков установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, однако межповерочный интервал истек, поверку приборов учета воды ответчики не проводили, полагая, что это обязанность истца, в связи с чем плата за холодную и горячую воду, водоотведение ответчикам начислена с учетом показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
Содержащиеся в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы Н. фактически аналогичны тем, которые были предметом исследования судом первой инстанции и подтверждения не нашли. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчика Н. не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2016 года изменить в части размера взысканных пени за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги и размера взысканных расходов по оплате государственной пошлины, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Иск Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Жилищник района Крюково" к Н., К.А., К.М. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги удовлетворить.
Взыскать солидарно с Н., К.А., К.М. в пользу Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Жилищник района Крюково" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере ******** руб. *** коп., пени в размере *********** руб. *** коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере ******** руб. *** коп.
В остальной части решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика Н. - без удовлетворения.




Редактировано 1 раз(а). Последний раз 2017-07-19 09:38 пользователем harted1.
19 июля 2017 09:49
IP/Host: 10.214.28.--- Дата регистрации: 09.02.2015 Сообщений: 19 554
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Согласно постановлению правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Управляющая организация должна не реже 1-х раза в 3 месяца снимать показания приборов учета
Прочитайте соответствующий пункт постановления ДО КОНЦА. Поймете смысл моей реплики.


А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).
20 июля 2017 02:49
IP/Host: 92.37.141.--- Дата регистрации: 26.06.2014 Сообщений: 4 052
Re: Не передавали показания за воду по счетчику 5 месяцев и начислили по нормативу
Сообщение от
harted1
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Спасибо вам
Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме

Кликните для того, чтобы войти