а суды ничего не имеют против приказов (более того, они ничего не имеют против, даже если никакого документа нет, но "из обстановки усматривалось, что лицо действовало от имени").
Вопрос: Каким образом возможно наделить заместителя директора государственного автономного учреждения полномочиями на подписание гражданско-правовых договоров от имени учреждения?
Каким образом могут быть подтверждены его полномочия (доверенность, приказ, иным образом) с учетом организационно-правовой формы этого юридического лица?
Ответ: Прежде всего следует отметить, что автономные учреждения (далее также - учреждения) выступают в гражданском обороте наряду с юридическими лицами других правовых форм. Принцип равенства участников гражданских правоотношений является одной из основ гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Пункт 3 ст. 120 ГК РФ устанавливает, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Для автономных учреждений таким законом является Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ). Он не содержит специальных норм, регламентирующих основания и порядок наделения заместителей руководителя учреждения полномочиями представлять интересы учреждения при совершении сделок. Следовательно, при решении этого вопроса необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, общими для юридических лиц всех правовых форм.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 174-ФЗ органами автономного учреждения являются наблюдательный совет учреждения, руководитель учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом учреждения органы (общее собрание (конференция) работников учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). При этом в силу ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ полномочиями действовать от имени автономного учреждения без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершает сделки от его имени, обладает руководитель учреждения.
Пунктом 1 ст. 182 ГК РФ установлено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Кроме того, полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Закон не указывает на наличие у заместителя руководителя автономного учреждения полномочий совершать сделки от имени учреждения без доверенности. С другой стороны, ни ГК РФ, ни Закон N 174-ФЗ не запрещает наделять это должностное лицо такими полномочиями по иным основаниям их возникновения, в том числе путем выдачи доверенности. В частности, Закон N 174-ФЗ, не содержит запрета на выдачу доверенностей руководителем учреждения своим заместителям.
Следовательно, в отсутствие акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусматривающего соответствующие полномочия, для совершения заместителем директора сделок от имени учреждения необходима выдача ему доверенности.
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Исходя из правил ГК РФ, доверенность является не особого рода документом (требований об оформлении ее в виде отдельного документа, именуемого "доверенность", ГК РФ не содержит), а полномочием на представительство перед третьими лицами, выраженным в письменной форме. Конкретный способ документального оформления доверенности гражданское законодательство не устанавливает. На практике доверенность обычно составляется в виде отдельного документа, что представляется наиболее целесообразным с учетом ее предназначения. Однако в практических ситуациях полномочия заместителя руководителя организации нередко оформляются не доверенностью, а приказом по организации. В связи с этим следует заметить, что приказ по своей правовой природе представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. С другой стороны, такой способ наделения полномочиями принципиально не противоречит законодательству, так как правовое значение может иметь любой способ оформления доверенности, который позволит установить содержание полномочия; способ же, которым полномочие выражается (отдельный документ, именуемый "доверенность", приказ, письмо от имени руководителя в адрес контрагента с указанием полномочий представителя и т.д.), принципиального значения не имеет. Поэтому в некоторых случаях суды признают приказ надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым "доверенность", но и иным документом, в частности приказом, если в таком приказе отражены все условия, наличие которых является в силу требований ГК РФ обязательным для действительности доверенности.
Такой подход, в целом, поддерживается в судебной практике (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 г. N 10435/07, постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5).
Кроме того, в отдельных случаях суд может прийти к выводу о том, что полномочия заместителя руководителя на совершение сделки явствуют из обстановки, в которой он действует (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.08.2011 N Ф02-3412/11, ФАС Московского округа от 06.06.2011 N Ф05-4721/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 N 11АП-5324/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 N 18АП-5718/2008).
Таким образом, решение вопроса о том, обладал ли в конкретной ситуации заместитель руководителя учреждения полномочиями на заключение договора, во многом зависит от фактических обстоятельств этой ситуации и письменных доказательств, представленных сторонами спора, которые в совокупности могут подтвердить или опровергнуть факт наделения его такими полномочиями.
Отметим также, что в правоприменительной практике встречаются ситуации, когда суды приходили к выводу о ненадлежащем подтверждении полномочий заместителя руководителя учреждения на представительство перед третьими лицами такими документами, как должностная инструкция или приказ, обращая внимание на отсутствие у него доверенности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2010 по делу N А20-942/2009, ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2004 N А56-12726/04).
С учетом изложенного полагаем, что заместитель директора автономного учреждения может быть наделен полномочиями на заключение гражданско-правовых договоров от имени учреждения путем выдачи ему письменного уполномочия (доверенности) директором учреждения. Конкретный способ оформления письменного уполномочия законодательство не устанавливает, не ограничивая, в частности, возможность включить его в приказ по учреждению, но в целях избежания разногласий в практических ситуациях целесообразно оформлять его путем выдачи доверенности как отдельного документа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
9 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.